Традиции
Алмак
Село расположено на юго-западной окраине Казбековского района. На западе Алмак граничит с Чеченской Республикой, а с юго-востока оно ограничено Салатавским хребтом, от которого отходит цепь складчатых гор с высотными отметинами в 1000-
В свое время алмакцы активно поддерживали движение имама Шамиля, многие мужчины села воевали на его стороне. В отместку подполковник царской армии Корганов разрушил село, отогнал скот, а оставшихся в живых жителей села переселил в село Хубар Казбековского района.
В годы войны на фронт ушли 730 алмакцев. Не вернулись 352 человека.
Школу в Алмаке открыли в 1925 году. Когда в результате сильного землетрясения 1971 года ее здание было разрушено, за одно лето, студенты из г. Горький построили новую щитовую школу. Сегодня в школе работают 34 учителя.
Также в селе имеются Дом культуры, сельская библиотека, почта, магазины.
Амсар
Селение Рутульского района Дагестана.
Интерес представляет название села. Амсар – в переводе с арабского означает «военное поселение», другая же версия переводит слово «амсар» - как «пограничная территория».
Изначально на месте села, судя по всему, не было населенного пункта, потому как сама местность, где ныне находится село, не соответствует условиям, по которым строились все старинные села Рутульского района, и не только, а именно на гребнях возвышенностей, ибо частые сели и оползни затапливают, а порой даже сносят все, что попадается им на пути. К тому же близость реки Самур, буйный нрав которой не понаслышке знают жители села, также являлась причиной стихийных бедствий.
Недалеко от селения находится одно из красивых и привлекательных мест Рутульского района - долина Махик-дере, по которой протекает чистая и прозрачная речка Махикчай.
Махик-дере - излюбленное место отдыха не только для жителей села Амсар, но и Рутульского района, и других районов Южного Дагестана. Интерес у любителей природы вызывает то, что вода в этой речке в любое время года изумительно чистая и прозрачная.
Амузги
Село в Дахадаевском районе Дагестана.
Жители этого селения не пасли скотину и не сажали деревьев. И землю они никогда не возделывали. Да, собственно, и земли в окрестностях селения не было - только голые дикие скалы, превращавшие этот затерянный в горах аул в неприступную крепость и защищавшие знания и умения, которые на протяжении многих веков кормили местных жителей - знаменитых на весь мир амузгинских оружейников.
Секреты амузгинской стали, сочетавшей алмазную твердость режущего лезвия с мягкостью и пластичностью гибкого клинка, гасящего последствия любого удара, в разные столетия привлекали сюда чужаков, жаждавших разгадать ее тайну.
Из глубины дагестанских гор амузгинские клинки разлетались по всему миру, украшая сокровищницы древних правителей и полководцев. Жители соседних сел, хотя и уважали амузгинцев, особо их не любили, считая гордецами, ставящими свое искусство выше всех остальных ремесел на земле. Даже на своих коллег по оружейному делу - кубачинцев, веками оправляющих амузгинскую сталь в золото и серебро, здесь посматривали свысока: кому нужны их замысловатые узоры без клинков? «Кончится Амузги, - посмеивались мастера, - и кубачинцам придется заняться пустяками - изготовлением женских побрякушек и посуды».
Кончился Амузги в один день. В черном, не только для этого селения, 1937 году вышел указ, запрещавший амузгинцам изготавливать оружие. Нарушителей ожидали тюрьма и ссылка. Так, казалось, завершилась славная история древнего села, вписавшего множество славных страниц в историю Дагестана. Но в годы Великой Отечественной войны в Амузги начали ковать холодное оружие, и в 1949 году селение уже насчитывало более пятидесяти кузнечных мастерских...
Спустя годы секреты амузгинского булата ученые занесли в разряд так и не разгаданных, а ныне утерянных человеческих тайн.
В Амузги из Кубачей ведет тропа. Она вьется вдоль каменистых склонов, уводит в другое ущелье. Слева — обрыв, справа — аккуратно выложенная из камней стена. Это для того, чтобы камни с гор не падали на дорогу. Чуть ниже тропы лежит старинное кладбище. Ученые расшифровали на могильных плитах этого кладбища куфические надписи XII—XIII веков.
Когда-то эта тропинка была оживленной дорогой, по ней без конца шли груженные вьюками лошади, везли в Амузги железо, а обратно — сабельные и кинжальные клинки. В Кубачах эти клинки приобретали рукоятки, ножны, украшались серебром, глубокой гравировкой, чернью, золотой насечкой, эмалью.
Амузги видно издалека. Над пропастью, обрывающейся к реке, полуразрушенная боевая башня, поросшая оранжевым лишайником, крепостная стена, развалины древних жилищ... Сейчас здесь живут всего несколько человек.
Амуши
Селение в Хунзахском районе Дагестана. Оно расположено на западе района и граничит с с.Местерух Ахвахского района, с селениями Тлох Ботлихского района и Инхо Гумбетовского района.
По преданию, аварское селение Гьамуши произошло от названия лекарственного растения «муш», которым в старину набивали подушки, использовали его в качестве лекарственного сырья.
До 1970 года амушинцы жили в тесной долине речки Амушинка. Но после известного землетрясения Правительство республики, хотя больших разрушений и жертв не было, сочло необходимым дать возможность амушинцам переселиться на новое место. Так на расстоянии трех километров от старого села, на равнине, называющейся «Рекьуда» («Пахотная равнина») зародилось новое и красивое село, которое получило название Новое Амуши. Ныне же, как и ранее, село опять называется Амуши.
Амушинцев окружает удивительно красивая природа: рядом со старым селом располагались изумительные сады, их общая площадь составляла около
По преданию, первоначально Бакда Амуши основали беженцы из селения, расположенного между селами Тлох и Инхо на левом солнечном берегу реки Андийское Койсу. Это селение было разрушено в результате нападения агрессивных соседей, и беженцы местом для своего нового проживания выбрали огромный утес, с трех сторон окруженный глубокими ущельями. По примерным расчетам, это произошло не менее пятиста лет тому назад. Так возник Бакда Амуши.
Через некоторое время на левой стороне речки Амушинка поселились несколько охотников, которые, по преданию, были выходцами из селения Муни. Так как Бакда Амуши было расположено на утесе, а в старину, как известно, старались не строить жилища на пригодных для хозяйственной деятельности участках, дальнейшее развитие села происходило на территории Хьунда Амуши.
Во время Великой Отечественной войны из Амуши в ряды Красной армии было призвано 86 человек, из них 44 амушинца не вернулись, многие стали инвалидами, но все были отмечены боевыми наградами.
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп