Опера "Маугли" на дагестанской сцене
В Махачкале состоялась премьера оперы Ширвани Чалаева «Маугли» по «Книге джунглей» Редьярда Киплинга. Опера стала первой работой композитора для детской аудитории. Автора вдохновила и поддержала основатель Московского государственного академического Детского музыкального театра Наталия Сац.
На пресс-конференции в Малом зале Русского драматического театра режиссер-постановщик заслуженный артист России Александр Федоров отметил, что спектакль «крайне современный».
В спектакле заняты юные артисты - учащиеся театральных студий.
В джунглях, давно забывших голос и облик человека, среди увитых лианами руин древнего храма однажды появляется человеческий детеныш. Живя среди обитателей леса, «лягушонок-Маугли» ищет ответ на вопрос «Кто я?». Схватка с тигром, похищение обезьянами, заклинание змей - много невероятных событий предстоит пережить Маугли, прежде чем он вернется к людям.
Новая постановка Александра Федорова усилила мотивы оперы: сказка получилась довольно мрачной. В центре сценографии Эрнеста Гейдебрехта руины поглощенной лесом древней цивилизации - огромная каменная голова человекоподобного божества обвита лианами, едва различима. Она заброшена и одинока в этом лесу, как и Маугли одинок в чужом для него мире.
По словам Александра Федорова, в «Маугли» зритель смог увидеть истинные взаимоотношения стаи и маленького человека. Это проблема выживания в стае, проблема трусости. Здесь обозначена также проблема выбора матери, когда она говорит: «Ты же мой сын, а я тебя не понимаю, ты мне чужой». В этой опере проблема на проблеме. Это современная история, потому что сейчас дети оказываются в точно таких же ситуациях. И здорово, что она живет, и я надеюсь, что будет жить в театре Натальи Сац. Это прекрасная традиция. Такая опера, как «Маугли», нужна. Она интересна своей проблематикой, музыкой. Музыка очень живая, потому что человек, который ее написал, очень живой.
Чтобы воплотить образы гордой Багиры, мудрого Балу, благородного Акелы, грозного Шер-хана, исполнители овладели особой пластикой, а художнику Эрнесту Гейдебрехту удалось создать на сцене завораживающе прекрасный, полный опасностей мир джунглей.
На вопрос журналистов, правда ли, что либретто написано жестче, чем содержание сказки «Книга джунглей», автор либретто, дочь основателя театра Наталии Сац – Роксана Сац ответила, что есть законы сцены, драматургии: «Я бы сказала слово «сгущен», потому что либретто контрастно, определенно и прочерчено линиями, которые есть у Киплинга. Из всех линий нужно взять ту, которую ты считаешь наиболее значимой для сегодняшнего дня, для обращения к детям и для того, что ты сам чувствуешь».
Автор оперы Ширвани Чалаев сказал, что в далеком 80-м году за эту оперу, благодаря поддержке Натальи Сац и Роксаны Николаевны, в Дрездене он получил международную премию имени Вебера.
Главная идея оперы, по словам создателей, в гуманистической идее столкновения звериного мира с гуманностью человека. Главный герой считает себя волком, вокруг этого разворачивается драма. Но в момент, когда малыш начинает расти, он понимает, что он человек, а не волк. И в конце спектакля говорит: «Люди, я иду к вам. Я – человек!».
Лейла Магомедова
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп