Исторический выбор
Наша республика отмечает 200-летие вхождения Дагестана в состав России. Это были непростые времена для наших народов, через много испытаний пришлось пройти. О том, как происходило присоединение Дагестана к Российской империи, рассказывает первый заместитель министра по национальной политике РД Зикрула Ильясов.
- Зикрула Зиявдинович, в чем суть Гюлистанского договора между Ираном и Российской империей?
- В период первой русско-иранской войны (1804-1813 гг.) на территории Дагестана, как и всего Кавказа, существовали номинально находившиеся в иранской юрисдикции и ослабленные междуусобными конфликтами мелкие феодальные образования. На протяжении нескольких столетий, начиная с XVI века, их владетели неоднократно обращались к Российскому государству с просьбой о помощи и покровительстве, что было выгодно не только местному аристократическому сословию, но и простому населению, которое, прежде всего, ограждалось от внешних угроз. Политическая ориентация горских народов на Россию проистекала главным образом из того, что Российское государство, по сравнению с Ираном и Турцией, было более мощным в военном и экономическом отношении, представлялось более надежным и верным союзником.
Поражение Ирана в войне с Россией в корне изменило внутриполитическую обстановку в Дагестане, в результате чего предпринимаемые под англо-французским влиянием попытки Ирана и Турции поднять дагестанцев против России провалились. Вскоре, 12 октября 1813 года между Россией и Ираном был заключен Гюлистанский мирный договор, имевший судьбоносное значение для народов Дагестана и всего Кавказа в целом. Был признан переход к России Дагестана, Грузии, Мингрелии, Имретии, Гурии, Абхазии, Северного Азербайджана. России предоставлялось исключительное право держать военный флот на Каспийском море. С другой стороны, этот исторический факт был очень важен и для Российского государства, успешно отразившего годом ранее нашествие Наполеона, значительно укрепив тем самым свой политический вес и международный авторитет.
Изменение вектора политических влияний объективно способствовало процессу создания нового геополитического пространства на Кавказе. В российских общественно-политических кругах достаточно четко осознавали историческое значение Гюлистанского договора, что видно из соответствующих оценок, данных уже в то время официальным «Историческим журналом», издававшимся в Санкт-Петербурге: «Сей мирный договор для Российской империи чрезвычайно выгоден, потому что доставляет оной господство над Кавказом и Каспийским морем и обладание прекрасными провинциями, известными на Востоке под именем одной из четырех райских стран. Никогда образцовая политика России и колоссальное могущество ее не ознаменовались более, как в 1812 и 1813 годах, когда она заключила выгодный мир с Турцией и разгромила на Западе необъятную силу Наполеона, а на Востоке умела столь значительный мир приобрести от Персии».
Отказ Ирана от притязаний на Дагестан положил начало прекращению междуусобицы, следовательно, открылись новые возможности для развития производительных сил, расширения торгового обмена в мирных условиях. При этом громадное значение имело и то, что прогрессивное значение России выражалось в наличии у нее большого социально-экономического и культурного потенциала, доступного для вновь присоединившихся территорий и живущих там народов. Новое геополитическое пространство, обеспечение безопасности внешних границ способствовали быстрому подъему народного хозяйства, приобщению горцев к достижениям мировой цивилизации через взаимодействие с русским народом и сближение с его высокой культурой, вобравшей в себя национальные элементы и особенности других народов, присоединившихся к Российскому государству в более ранний исторический период.
Таким образом, Гюлистанский мирный договор способствовал укреплению исторически сложившегося государственного единства всех народов, вошедших к тому времени в состав быстро усиливавшегося в военном отношении Российского государства.
- Каково историческое значение присоединения Дагестана к России? Что дал нам Гюлистанский договор?
- Двухсотлетнее совместное проживание русского и дагестанских народов в пределах единой великой державы способствовало активному культурному обмену, взаимному духовно-нравственному обогащению. На территории Дагестана происходили глубинные процессы межцивилизационного симбиоза, вырабатывались общепринятые принципы этноконфессионального взаимодействия, народной дипломатии, позволявшие мирно сосуществовать представителям различных языковых, религиозных и иных ментальных сообществ.
Выбрав российскую ориентацию, дагестанцы сами проявляли инициативу, участвовали в реализации экономических и просветительских проектов российского правительства на Кавказе, демонстрировали свои природные задатки, деловые способности, высокие моральные качества и самое главное – верность своему историческому выбору. Появились местные ученые гуманитарного профиля, синтезировавшие в своем творчестве российские, европейские, восточные и местные научные традиции, а также книгоиздатели, наиболее известными из которых являются М.Казем-бек, Г.Алкадари, М.Мавраев. Дагестанцы при содействии российского правительства и русского народа активно взялись за развитие и облагораживание своей родины.
Проявляя подлинное уважение к нашей общей истории, помня ее славные и трагические страницы, мы всегда обращаемся к точкам соприкосновения, вызывавшим к жизни тенденции сотворчества, взаимовыгодного сотрудничества и обеспечивавшим межнациональный мир и согласие. Многолетняя история взаимоотношений русского и дагестанского народов наглядно подтверждает, что Россия была для Кавказа и Дагестана в частности мощным катализатором прогресса, а не колониального гнета, как это пытаются сейчас представить наши идеологические противники. В этой связи мы с уверенностью можем говорить и о возникновении новых особенностей социального уклада, выразившиеся со всей очевидностью в полном прекращении междуусобных столкновений, появлении и развитии капиталистических производственных отношений, заметном укреплении производительных сил, расширении внутреннего и внешнего торгового обмена.
Постепенный переход от феодально-патриархальных порядков к капиталистическим позволял дагестанцам активно включаться во внутрироссийские социально-политические процессы при значительном сохранении коренных традиций и обычаев. Российское правительство упорядочивало административно-территориальное деление вновь присоединенных областей, учитывало местное обычное право и исламские установления при организации форм политического и административного управления, поощряло специалистов, занимавшихся исследованием природных ресурсов, языков и культурных особенностей дагестанских народов.
Все это вместе взятое повышало авторитет дагестанского народа, ставшего после его вхождения в состав России надежной опорой для защиты южных рубежей великой державы. Опыт межнационального взаимодействия между русским и дагестанскими народами получил новый мощный импульс в годы советской власти, когда Дагестан конституционно оформил свое национально-территориальное устройство и политико-правовое положение в качестве автономной республики в составе Российской Федерации.
Из отсталой окраины с патриархальным укладом жизни он превратился в мощный аграрно-промышленный район, имеющий разнообразные связи на региональном и общегосударственном уровне. В Дагестане были построены крупнейшие предприятия оборонного комплекса, развернулось широкое освоение гидроресурсов, была ликвидирована безграмотность, основаны высшие учебные заведения, небывалый расцвет произошел в культурной области. В течение очень короткого по историческим меркам отрезка времени здесь выросли поэты и писатели, получившие всеобщее признание – С.Стальский и А.Гафуров, Г.Цадаса и А.Аджаматов, Э.Капиев и А.Абубакар.
Да и всемирно известный Расул Гамзатов также не раз отмечал, что без России, без русского языка он остался бы поэтом аула. Появились профессиональные композиторы и художники, артисты и режиссеры, архитекторы и спортсмены, государственные деятели и военачальники. Дагестан максимально интегрировался в многонациональную семью свободно развивающихся народов, наиболее полно раскрыл свой многогранный потенциал, постоянно обогащая его в процессе взаимодействия с другими дружественными народами, объединившимися с великой русской нацией.
- За последние годы в дагестанском обществе, в основном среди молодежи, периодически можно услышать сомнения: нужно ли было вообще это присоединение. Каково ваше мнение на этот счет?
- Сегодня, как говорится, нельзя смотреть на «Аврору» с яхты Абрамовича. Новейшая история Дагестана дает яркие примеры верности дагестанцев своему историческому выбору. После развала СССР органы государственной власти и управления нового Российского государства и Дагестана, как его составной части, находились на стадии формирования. В это судьбоносное время все народы республики, остро ощущая чувство личной и коллективной ответственности за будущее своего горного края, за его социально-политическое и культурное развитие, приняли новую Конституцию, 20-летие которой будет широко отмечаться в 2014 году.
Лейтмотивом работы над проектом этого важнейшего политико-правового документа изначально было максимальное обеспечение мира и спокойствия, межэтнического и межконфессионального согласия в самой многонациональной республике Российской Федерации, а дагестанское общество солидарно в ключевой позиции: Дагестан должен быть единой и неделимой частью Российской Федерации. Данная позиция представлялась двуединой по своей сущности. С одной стороны констатировался и признавался фактор российского федерализма, а с другой – утверждалась и обеспечивалась дагестанская национальная самобытность.
Обустраивая новую жизнь, дагестанцы исходили из ясных позиций: настоятельной необходимости коренного обновления законодательной базы, максимально соответствующей происходящим политическим изменениям и учитывающей общественные ожидания; верности историческому выбору дагестанцев быть вместе с русским народом в составе Российского государства; ответственности за будущее Дагестана; стремления к обеспечению прочного межнационального и межконфессионального мира с целью эффективного развития экономики и решения социальных вопросов; готовности отказаться от индивидуальных интересов для достижения общего блага; уважительного отношения к исторической памяти и использования позитивного опыта прошлых поколений.
Вот уже 200 лет, как дагестанский народ вышел на широкую дорогу исторического творчества и уверенно идет по ней. Сейчас, за исключением ничтожно малых групп людей, одурманенных идеологией политического и религиозного экстремизма, никто не сомневается в том, что правильные взаимоотношения между нашими народами и их созидательный настрой определяют и предрешают успешное развитие и процветание всего современного российского общества.
В декабре 2012 года Президент РФ В.Путин утвердил Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Ее безусловная реализация позволит обеспечить интересы государства, общества, человека и гражданина, укрепить государственное единство и целостность России, сохранить этнокультурную самобытность ее народов. Используя весь свой исторический опыт, помня о выборе наших предков быть в составе Российского государства, мы направляем всю нашу энергию, свои способности и знания на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации.
Об огромном значении Гюлистанского мирного договора говорится на всех крупных мероприятиях, проводимых в республике. Этой теме посвящается и Конгресс народов России, который состоится 18 октября 2013 года в Махачкале. Оценивая Гюлистанский мирный договор как политико-правовую основу обеспечения идейной солидарности народов, необходимо постоянно иметь в поле зрения то, что Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Идейная солидарность народов вызвала к жизни их духовную общность, что привело к формированию уникального культурного многообразия в единстве. Сегодня можно говорить об активном формировании единой российской гражданской нации, стремящейся к правде и справедливости, укреплению российской государственности на основе общей судьбы народов России.
- Не секрет, что деструктивные силы пытаются сегодня сделать все возможное для того, чтобы дискредитировать кавказцев, в том числе и дагестанцев, в глазах остальных народов России. В этом, к сожалению, не последнюю роль играют и средства массовой информации. На Ваш взгляд, как можно переломить ситуацию?
- Владимир Путин в своей предвыборной статье дал однозначный ответ на вызовы кавказофобии и ксенофобии в российском обществе. «Когда начинают кричать: «Хватит кормить Кавказ», ждите, завтра неизбежно последует призыв: «Хватит кормить Сибирь, Дальний Восток, Урал, Поволжье, Подмосковье…». Именно по таким рецептам действовали те, кто привел к распаду Советский Союз. Подобные призывы являются безответственными и провокационными. В России Президентом РФ в декабре 2012 года утверждена Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года. В ней четко сказано, что одним из основных вопросов государственной национальной политики РФ, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему является создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.
Обратите внимание, что кроме Северного Кавказа в этом важнейшем государственном документе не назван ни один российский регион. Государство уделяет особое внимание Северному Кавказу, и это достаточный аргумент, чтобы остановить провокаторов и других безответственных лиц. Государственная программа реализации данной Стратегии разработана и в нашей республике и утверждена постановлением Правительства Дагестана. Национальный консенсус в нашем обществе является результатом признания величия России. Не подлежит сомнению, что полноценное развитие этносов невозможно в изоляции от других народов. Как отметил Президент Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов, «самобытность русского этноса и его достаточно толерантный менталитет позволили постепенно объединить в России и вокруг России многие народы».
Национальный консенсус в нашем обществе – это преклонение перед величием России. Но, в то же время, это есть и главный принцип, который не всегда соблюдается в настоящее время в России. К сожалению, дела в обществе складываются так, как будто мы все не граждане одной страны. Противопоставление одного народа другому никогда не приносило пользы этим народам. Я думаю, здесь дело не в том, что кто-то этого не понимает, а в том, что таким образом кто-то извне при помощи внутренних сил хочет подорвать Россию изнутри, как в свое время это удалось сделать с великим Советским Союзом.
К сожалению, центральные СМИ зачастую поддерживают эти лозунги раздора, вместо того, чтобы выразить решительный протест таким настроениям в нашем Отечестве. У нас должно хватить ума, чтобы этого не допустить. Особенно нашей молодежи необходимо сделать все, чтобы не идти на поводу таких провокаций.
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп