Сохранение потенциала – база перспектив
Производственное объединение «Авиаагрегат» с начала деятельности в июле1971г. и до 1 марта 1989г. носившее наименование «Махачкалинский машиностроительный завод») – предприятие со сложной судьбой. Возникшее в столице Дагестана неслучайно, поскольку именно здесь были все условия для создания крупного производства: развитая инфраструктура, наличие трудовых и энергоресурсов, в первую очередь, оно сразу же стало наращивать темпы развития. Уже в первые годы существования объемы производства увеличивались на 10-15 % ежегодно, осваивались 2-3 новых изделия. В основном это касалось приборов и агрегатов для наземного обслуживания авиатехники, в первую очередь, самолетов и вертолетов - изделий наукоемких и высокотехнологичных .
- Выпуск подобной продукции требовал привлечения кадров – от конструкторов, инженеров-технологов до рабочих самых разных специальностей, но обязательно высоких профессиональных разрядов. Предприятие должно было обеспечить своих сотрудников высокой зарплатой, комфортными условиями для работы, жильем, а их потомство – школами, детскими садами. Профессиональная подготовка постоянно проводилась как непосредственно в цехах, так и в учебных заведениях по заявкам завода. Комплексное решение всех этих проблем позволяло предприятию наладить выпуск десятков сложнейших изделий, наиболее востребованных для нужд военной и гражданской авиации. И уже к середине 70-х годов Министерство авиационной промышленности СССР считало Махачкалинский машиностроительный завод одним из самых перспективных предприятий отрасли. Достаточно сказать, что продукция из Махачкалы направлялась не только по всей стране, но и на экспорт в 40 стран Европы, Азии, Латинской Америки, - рассказывает председатель Совета директоров ОАО «Авиаагрегат» Сайпула Мансурович Пирилов. – Перспективы развития были самыми радужными: помимо расширения производственных площадей на заводе в Махачкале, мы создавали филиалы предприятия в Казбековском и Лакском районах республики, в городе Мары в Туркмении. Тесно контактировали с другими авиационными заводами – в Ростове, Казани, на Украине. Достаточно сказать, что во времена Советского Союза доля оборонно-технической продукции в общих объемах завода составляла до 98%.
С развалом страны положение коренным образом изменилось. Предприятия оборонного комплекса подверглись серьезнейшей встряске вследствие резкого падения заказов, кто-то не смог выдержать подобную невостребованность и погиб практически в одночасье. В их числе и некоторые предприятия нашей республики, что были не в силах выдержать подобный удар.
Мы же, благодаря внутренним ресурсам и сложившемуся потенциалу, смогли переключиться на автомобильную тематику: предприятием были разработаны с нуля и освоены десятки новых видов продукции – топливные системы автомобилей, моторедукторы, десятки видов насосов, домкратов, приводы стеклоочистителей, электростеклоподъемники, множество необходимой автомобильной атрибутики. «Гвоздем программы», как говорится, стал электроусилитель руля автомобиля, стазу же широко востребованный концернами «АвтоВАЗ», «КамАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», автомобилестроителями Украины. Наличие электроусилителя руля во многом определяет сейчас спрос на автомобили тех марок, что производят эти автогиганты.
Таким образом, сохранив все необходимые мощности для выпуска оборонно-технической продукции (сейчас она изготавливается в пределах десяти–пятнадцати процентов от общего объема производства предприятия), мы успешно переориентировались на выпуск изделий по новой для нас автомобильной тематике. Руководству предприятия удалось сплотить весь коллектив, направить его деятельность на быстрейшее проведение конверсии, переориентировать производство на выпуск необходимой для общества продукции. Скажу откровенно: без сохранения квалифицированных кадров – рабочих и ИТР – нам не удалось бы выжить, как и без сохранения технологических линий и оборудования.
- Надо сказать: люди верят в свой «Авиаагрегат». Ветераны помнят, что одновременно с новыми цехами «Машзавода» выросли более десяти жилых домов для его работников, были построены два общежития, три детских сада, пионерский лагерь, обслуживалось подсобное хозяйство завода на острове Чечень.
Нам удалось сохранить костяк предприятия. Если в самые продуктивные годы на «Авиаагрегате» трудилось до 2 тысяч человек – то сейчас – 1200, причем работа находится для всех.
Мы надеемся на новый рывок в развитии производства, на этот раз – качественный рывок. С 2007 года мы ведем переговоры с китайскими компаниями относительно сборки их автомобилей на нашем предприятии. Очень надеемся, что дело, наконец, пойдет. Мы готовы предоставить для развития этого направления производственные корпуса и сооружения второй очереди нашего предприятия, если надо – построим еще новые корпуса, для этого места достаточно.
Серьезного внимания заслуживает инвестиционный проект «Создание комплекса автомобильного производства на базе ОАО «Авиаагрегат». Он предусматривает создание здесь высокомеханизированного автосборочного производства мирового класса, что позволит выпускать различные модификации автомобилей ведущих европейских и азиатских производителей.
Как отмечается в этом проекте, имеющийся в республике промышленный потенциал позволяет локализовать в России до 60-70 и более процентов производства автокомпонентов. Таких возможностей сегодня нет в других субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов РФ. Причем только на начальном этапе реализация проекта позволит создать более 800 рабочих мест, а с выходом на проектную мощность – до 2000-2500 рабочих мест, только на предприятии «Авиаагрегат», плюс к тому – столько же на предприятиях–смежниках и в среде торговли, сервисного и технического обслуживания выпущенных автомобилей. Целый ряд предприятий республики, войдя в проект, получит соответствующие заказы на производство деталей, узлов и различных компонентов. В их числе рассматриваются «КЭМЗ», завод им. М.Гаджиева, «Дагдизель», «КЗТМ», «Электросигнал», «Стекловолокно», «Радиоэлемент», «ДагЗЭТО» и многие другие, в том числе малые и индивидуальные предприятия. Проект по праву входит в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, ему присвоен статус приоритетного инвестиционного проекта.
Руководители «Авиаагрегата» поддерживают контакты с будущими потенциальными партнерами, за последнее время было немало взаимных посещений. Решение подобных проблем, масштабных и многоплановых, как видим, дается далеко не сразу и не так просто, несмотря на явную экономическую выгоду. Однако будем надеяться, что этот яркий и многообещающий проект будет реализован в полном объеме.
Потребуются дополнительные кадры работников – пожалуйста! Если в советские времена инженерно-технический персонал прибывал к нам по разнарядке Министерства авиапромышленности СССР из МВТУ им. Н.Баумана, из Московского и Харьковского авиационных институтов, а рабочий персонал – из махачкалинских ПТУ (которых теперь нет), то сейчас всю эту работу мы взяли на себя.
- Сейчас к нам приходят выпускники ДГТУ, заканчивающие этот вуз по направлению нашего предприятия на договорной основе. Рабочим специальностям обучаем непосредственно в цехах предприятия, для чего создано специальное подразделение из опытных наставников. Хочу отметить, что среди этой рабочей молодежи и недавних выпускников технических вузов немало детей наших работников, ветеранов «Авиаагрегата». На предприятии сегодня десятки династий. Мы ежегодно пополняемся теми, чьи отцы, а то и деды начинали свой трудовой путь в числе первых на «Машзаводе» в 70-е годы. И этот процесс, к счастью, не прерывается, более того, мы всей душой хотим, чтобы ему не было конца, прилагаем для этого все силы. Подобная «семейственность» на предприятии только приветствуется. Даниял Абасович Ашуралиев работает на «Машзаводе» с сентября 1970 года. Сейчас он главный контролер ОТК. Бок о бок с ним трудятся дочь Залина и сноха Агнесса. Здесь же, еще с 1973 года, жена Данияла – Роза Абдулмуталимовна.
Другая трудовая семья - Патали Магомедов, его сын Расул и дочь Эльмира. Патали – заведующий столом заказов на заводе, сын – испытатель электроусилителей руля, дочь – бухгалтер.
Вслед за отцом Исрафилом Шаваловым шлифовщиком в цехе №11 стал его сын Велибег, рабочий стаж которого на предприятии – почти десять лет. Из семьи Юзбековых, которую возглавляет Алимирзе Абдурахманович, начальник цеха №9, на заводе трудятся его жена Насибат, дочь Сабина (инженер), брат Шахмерзе (бригадир слесарей в цехе №14), дочь Шахмерзе Эльвина (электромонтажница).
Подобных примеров можно привести еще десятки. Люди ценят свое рабочее место. И надо отдать должное руководству «Авиаагрегата», которое старается неизменно отмечать достойных, считая это наиболее действенным методом сплотить коллектив здесь, опираясь на самых опытных, на их примере воспитывают новые поколения рабочих.
Метод, как видим, себя оправдывает. Предприятие, намечая и разрабатывая новые перспективы, надеется на свои кадры, выпестованные при выполнении весьма непростых задач, стоящих перед производством на современном этапе. И надеется, как видим, неспроста. Коллектив поддерживает все замыслы руководства, в основном направленные на наиболее интенсивное развитие «Авиаагрегата», сохранившего себя и ищущего динамичного совершенствования на новом пути, который стремится обрести.
Андрей Шмонин
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Красиво написано,в духе советских времен.