Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Реклама
южная завезда
Главная Кроме того К 155-летию столицы Дагестана – города Махачкалы

К 155-летию столицы Дагестана – города Махачкалы

13 сентября 2012 года
К 155-летию столицы Дагестана – города Махачкалы

Глава города Махачкалы,
Председатель Совета муниципальных образований
Республики Дагестан
С.Амиров

Махачкала расположена на узкой полосе низменной равнины западного побережья Каспийского моря между горой Тарки-Тау и морем. В далеком прошлом это место называлось «дагестанским коридором».

Немаловажную роль в истории борьбы за обладание этим коридором сыграл Тарки-аул, расположенный на территории современной Махачкалы. Тарки был известен уже с 15-го века как торговый центр, через который проходил караванный путь на город Дербент – один из древнейших городов мира. Считается, что на месте Махачкалы уже в 7-ом веке находилась столица Хазарского государства (каганата) город Семендер.

Современный город Махачкала берет отсчет с 1844 года, когда на холмистом взгорье Анджи-Арка было заложено укрепление Петровское, названное так в память о пребывании в этих местах Петра-I (в 1722 году он останавливался здесь во время Персидского похода). Создание военного укрепления положило начало строительству на этом месте небольшого поселения, и 24 октября 1857 года укрепление Петровское было преобразовано в город Петровск, что явилось днем рождения современной Махачкалы. Свое название Махачкала получила 14 мая 1921 года в память об одном из организаторов борьбы за советскую власть в Дагестане – Махаче Дахадаеве. Позже, приказом Дагестанского революционного комитета, Махачкала стала столицей Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики.
Первым промышленным предприятием города был построенный в 1876 году пивоваренный завод. В 1878 году начала работать первая типография, позднее – две табачные фабрики.

В конце XIX и начале XX века началось интенсивное развитие города. Построена железная дорога Ростов—Баку, по которой было открыто движение поездов до Порт-Петровска. К 1897 году население города увеличилось более чем в четыре раза и превышало 8,7 тыс. человек. Железную дорогу первоначально намечалось проложить западнее города, у подножия Тарки-тау. Однако этому воспротивились купцы, не желавшие нести дополнительные расходы по перевалке грузов от порта. По их настоянию железную дорогу начали строить вдоль берега моря. Ее эксплуатация потребовала создания соответствующих депо и мастерских. Но их строительство в черте города было невозможно, так как дорога прокладывалась по узкому проходу между морем и обрывистой скалой. Мастерские решили строить в 3 - 4 километрах северо-западнее города. Так возник поселок Петровск-Кавказский (ныне Махачкала-1).

Значительное развитие получает добыча и обработка рыбы. Рыбные богатства Каспия, возможность ее транспортировки в центральные районы России, а также наличие дешевой рабочей силы привлекали промышленников. Вблизи города начинают создаваться рыбные промыслы, на которых добывается большое количество ценнейших осетровых, лососевых пород. В XX веке добывали уже миллионы пудов сельди, мировую славу завоевали балык, икра красной рыбы.

Необходимость большого количества бочко-тары для упаковки рыбы приводит к развитию бондарного производства. Сначала создаются мастерские, а в 1914 г. строится механический бондарный завод (бондарный завод им. Ермошкина).
В 1900 году было завершено строительство крупнейшего предприятия города – бумагопрядильной фабрики акционерного общества «Каспийская мануфактура» (она и сейчас так называется).

В 1914 году построен небольшой нефтеперегонный завод. Численность населения увеличилась и превысила 24 тыс. человек, город занял первое место в Дагестане  как по численности населения, так и по экономическому значению. Административно-политическим центром Дагестанской области оставался город Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск). В конце 1915 года вступила в строй железнодорожная линия Петровск – Темир-Хан-Шура, соединявшая город с Нагорным Дагестаном.

В г.Порт-Петровске было только 4 улицы - Барятинская (ул. Буйнакского), Садовая (ул. Маркова), Соборная (ул. Оскара) и Инженерная (Ленинский проспект). Улицы в центральной части были вымощены булыжником и освещались керосиновыми фонарями. В каменных и кирпичных домах жили чиновники, офицеры и попы, богатые горожане. На главной улице Барятинской размещались гостиница «Гуниб» на 25 мест, несколько магазинов, аптека, кинотеатр «Прогресс», а на месте нынешнего Госбанка был постоялый двор. На остальных улицах царила непролазная грязь, а летом – пыль, тучи мух и комаров. От бани, расположенной по ул. Малыгина, 1, была прорыта канава, по которой грязная вода стекала в море. Даже площадь у собора, где сейчас находится Правительственный дом, представляла захламленную и неблагоустроенную территорию.

Жилые кварталы были застроены саманными домами и деревянными бараками для рабочих. В них нередко в одном помещении с холостыми жили и семейные с детьми. Вдоль стен были установлены двухъярусные нары. В этом же помещении готовили пищу, стирали и сушили белье, верхнюю одежду и обувь.

Город плохо обеспечивался водой, ее развозили в бочках.

Систему образования представляли две платные гимназии (мужская и женская) и десяток начальных, преимущественно частных, школ.

Из культурных учреждений в городе были маленький кинотеатр, библиотека с тремя тысячами книг и два небольших зала с подмостками для сцены: одна – в городском саду, другая – в казармах. Выступали, в основном, самодеятельные артисты из прогрессивной интеллигенции и офицеров, а также бродячие и проезжие труппы.

В советское время столица Дагестана начала ускоренно развиваться. С 30-х по 80-е годы численность населения возросла более чем в 10 раз, были созданы основная социальная инфраструктура, современная система образования и базовые отрасли промышленности. В культурном строительстве, развитии образования, создании промышленных предприятий огромную помощь оказали представители русского рабочего класса и интеллигенции. Десятки тысяч русских специалистов, которые приехали сюда работать, навсегда связали свою судьбу с Дагестаном. Их дети, внуки и правнуки продолжают жить и работать здесь и сегодня, внося огромный вклад в социально-экономическое развитие города. В формировании состава населения г.Махачкалы участвовали все народы Дагестана.

В 30-е годы в городе ускоренно развивалась сеть средних общеобразовательных школ и средних специальных заведений, было открыто первое высшее учебное заведение – Дагестанский государственный педагогический институт.

В соответствии с политикой индустриализации в Махачкале строились крупные промышленные предприятия.

Большие изменения во всех сферах жизни города произошли в послевоенные 50-е, 60-е и 70-е годы. Высокими темпами развивалось гражданское строительство. Были открыты крупные промышленные объекты, среди которых заводы: им.М.Гаджиева, «Авиаагрегат», «Сепараторов», «Дагэлектроавтомат», «Дагэлектромаш», «Электросигнал»,

Стекловолокно», фабрики: им. III интернационала, «Дагтекстиль» и другие,  на которых  выпускаются: сепараторы, осциллографы, центробежные насосы, электросварочное оборудование, швейные изделия, обувь, консервы, кондитерские изделия и вина, медицинский рыбий жир, обрабатываются шкуры и т.д. Это  неполный промышленный диапазон города.
Труженики предприятий успешно овладевали современным сложным оборудованием и выполняли самые трудные технические задачи.

Получили развитие также машиностроение и металлообработка. Были созданы предприятия по производству различных металлоизделий: «Металлопромкомбинат», заводы «Металлист», «Сельхозтехника» построены судоремонтный, ремонтно-механический заводы и другие предприятия.

В связи с перестройкой, распадом СССР, началом экономических реформ и переходом на рельсы рыночного хозяйства промышленность Махачкалы, в основном ориентированная на заказы ВПК, оказалась в тяжелейшей ситуации. Программы конверсии не удалось реализовать. Уже в 90-е годы наступил затяжной этап снижения производства. К примеру, завод «Стекловолокно» обеспечивал работой до 1990 года 3800 человек, сейчас – менее 500. Такая же картина и по другим предприятиям.

Начало 21-го века отмечено существенными положительными изменениями в структуре производства и наращивании промышленного потенциала города.

Современная Махачкала – столица Республики Дагестан - крупный экономический, административный, политический, научный и культурный центр Северного Кавказа.

Город с прилегающими территориями раскинулся более чем на 70 км вдоль западного берега Каспия. Площадь территории непосредственно Махачкалы составляет 49800 тыс. га, численность населения – более 700 тыс. человек. Здесь проживают представители более 60 национальностей и народностей Дагестана, России и бывшего СССР. Территория Махачкалы административно разделена на три района: Ленинский, Советский и Кировский. К административной территории города относятся также восемь поселков городского типа и шесть сел.

Махачкала – единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. Она является крупным промышленным центром в Северо-Кавказском федеральном округе.

Основу промышленного потенциала города составляют машиностроение, металлопереработка, электронная, химическая, пищевая, легкая промышленность, стройиндустрия, топливно-энергетический комплекс. За последние пять лет, несмотря на последствия мирового экономического кризиса, объем промышленной продукции увеличился более чем в два раза.
Город Махачкала – это также крупный научный центр Северокавказского региона. Здесь размещаются Дагестанский научный центр РАН, около 20 отраслевых научно-исследовательских институтов.

В столице насчитывается 65 общеобразовательных школ, функционируют 5 государственных высших учебных заведений, в том числе крупнейший на Северном Кавказе Дагестанский госуниверситет, десятки очных и заочных филиалов, более 20 негосударственных вузов и 30 средних специализированных учебных заведений.

Махачкала является не только научным, но и культурным центром. Здесь имеются два республиканских музея: историко-краеведческий и изобразительных искусств, 6 государственных театров: русский, аварский, лакский, кумыкский, кукольный, оперы и балета, а также Дагестанская государственная филармония. Широко прославился за пределами Дагестана Государственный академический ансамбль танца «Лезгинка».

Действуют 5 кинотеатров с современным оборудованием, работают 3 республиканские библиотеки: национальная, юношеская им. А.С.Пушкина и детская, а также городская – с 15 филиалами.

Функционируют более 30 местных телерадиопрограмм и информационных агентств, издаются 30 журналов, три десятка республиканских и городских газет.

Махачкала является многоконфессиональным городом. Тысячи лет в Дагестане мирно уживаются последователи ислама, иудаизма и христианства. На территории города находятся выдающиеся памятники религиозного зодчества: Джума-мечеть – одно из самых больших современных культовых сооружений на Северном Кавказе, и Свято-Успенский кафедральный собор, 100-летие которого отмечалось в 2006 году.

В начале 21-го века столица преобразуется на глазах, и это связано с реализацией программ Администрации г.Махачкалы по развитию жилищного строительства, инфраструктуры, благоустройству и улучшению архитектурного облика города.
Последние 15 лет являются особенными в истории города. Он показывает такие невиданные темпы развития, что стал стремительно превращаться в современный мегаполис, со всеми свойственными ему признаками и трудностями. Главная из них – распространившееся в 90-х годах неупорядоченное, неконтролируемое строительство.

Старый Генплан никто не соблюдал, он и не отвечал новым потребностям. Главная отличительная черта нового Генплана – привязка транспортной и базовой инфраструктуры, рассчитанной в перспективе на город с миллионным населением, к строительству новых жилых массивов индивидуальной и высотной застройки, а также учет возможностей расширения и реконструкции существующих инженерных сетей. В этой связи были запланированы и реализованы масштабные проекты, изменившие облик города. Это реконструкция исторической части города, дорожной сети, инфраструктуры жизнеобеспечения, расширение парковой зоны, планировка и строительство новых микрорайонов и кварталов комплексной застройки, учет трансформации садоводческих обществ и товариществ, оказавшихся по Генплану в черте города, в жилые микрорайоны, осуществление  жесткой архитектурно-градостроительной политики, связанной с недопущением самовольного строительства, очищение города от всех несанкционированных построек, будок, павильонов, гаражей, пристроек, переносы стихийных рынков, парковок, которые не только портили внешний архитектурный облик города, но и угрожали нормальному функционированию систем жизнеобеспечения.

В этих условиях, разбирая, так сказать, завалы старого, были осуществлены работы по реконструкции Центральной и Университетской площадей, всех въездных магистралей города, 36 центральных улиц, с расширением проезжей части, заменой подземных коммуникаций, набережной, аллей, бульваров, парков. Особо следует сказать об отдельных объектах, которые изменили лицо города. Это строительство нового парка вокруг живописного озера Ак-Гель с детским городком аттракционов, ставшего любимым местом отдыха горожан, нового путепровода длинной 514 метров и шириной 22 метра, соединяющего город с юго-восточным Приморским районом. Важное значение для города, защиты экологии побережья и Каспия имело строительство самотечного монолитного канализационного коллектора (тоннеля) глубиной залегания от 13 до 35 метров, длинной 16,6 км от Приморского района до очистных сооружений, находящихся южнее города Каспийска. В этой связи проделаны работы по строительству II-й очереди очистных сооружений канализации с доведением их мощности до 240 тысяч кубометров очистки в сутки. В настоящее время ведется строительство III-й очереди, с завершением которой будут очищаться 350 кубометром стоков в сутки. Реализован также крупный проект, изменивший радикально ситуацию с водоснабжением города. Это строительство водохранилища в поселке Новый Хушет объемом 450 тысяч кубометров с водоочистными сооружениями мощностью 160 тысяч кубометров в сутки.

Несмотря на трудности с финансированием социальных объектов, ежегодно возводятся школы, поликлиники, спортивные сооружения.

Только за 2012 год в городе реализуются 28 инвестиционных проектов бюджетного и частного финансирования. Это строительство дороги Махачкала—Каспийск с прокладкой троллейбусной линии протяженностью 10 км, мусоросортировочного завода на 500 тонн переработки твердых бытовых отходов в сутки, завода по производству строительных газоблоков, школы в поселке Ленинкент на 850 ученических мест, реконструкция семи улиц города и другие.
Город стремительно растет, с начала 90-х годов его население удвоилось, и эта динамика не снижается. Сейчас возводятся сотни жилых современных домов, тысячи объектов производственного назначения и сферы услуг. Одноэтажные серые дома уступают своё место современным постройкам, которые по богатству и разнообразию архитектурных форм постепенно приближают столицу Дагестана к европейским городам.

Огромное внимание Администрация города уделяет не только развитию архитектурных форм, но и монументальной пропаганде. Воздвигнуты памятники, которые соединяют историческое прошлое и современность. Это памятник основателю Порт-Петровска–Махачкалы Петру Великому, мемориальный комплекс представителям русского народа, посвятившим себя Дагестану, конный монумент защитникам Отечества прошлого и настоящего времени. Украшают город и другие памятники, бюсты, барельефы, посвященные выдающимся сынам нашего народа, таким как: А.Даниялов, М.-С.Умаханов, А.Султан, М.Танкаев, Ю.Акаев, Р.Гамзатов, М.Омаров и другим.

Первостепенное внимание в г.Махачкале уделяется развитию экономики, размещению современных производств, поддержке малого и среднего бизнеса.

В составе собственных доходов бюджета города в 2011 году основными источниками являлись налог на доходы физических лиц (51,6%), земельный налог (14,7%), по упрощенной системе (5,9%), единый налог на вмененный доход (5,8%), неналоговые доходы (17,7%) и другие.

В 2010 году во все уровни бюджета по г.Махачкале было собрано 14,5 млрд рублей налогов, в том числе: в федеральный бюджет - 2,5 млрд. руб., в консолидированный бюджет республики - 4,9 млрд. руб. В муниципальный бюджет поступило 2,56 млрд. руб. собственных доходов. Во внебюджетные фонды РФ – 4,5 млрд. руб.

У нашего города большое будущее. Он занимает крайне выгодное географическое положение. Сегодня имеются хорошие возможности для использования уникальных возможностей зоны побережья Каспия и создания современной базы для массового санаторно-оздоровительного отдыха. На 300 га у берега Каспийского моря проводятся работы по строительству города-спутника Махачкалы под условным названием «Лазурный берег», где будут размещены объекты жилищного, туристического, спортивно-оздоровительного и культурно-развлекательного назначения. Там планируется строительство большого количества гостиничных и офисно-деловых зданий, создание культурно-этнографического комплекса, позволяющего разбавить современный городской пейзаж национальным дагестанским колоритом, воссоздающим уклад жизни наших предков, сохраняющим культуру народов Дагестана и способствующим развитию ремесленного искусства, многофункционального центра «Лезгинка», цирка, театра юного зрителя, детских развлекательных комплексов, аквапарков, детских садов, школ и объектов здравоохранения. Это будет современный курорт мирового уровня.
 

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью