Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Реклама
южная завезда
Главная Культура и искусство Конструируя миропорядок

Конструируя миропорядок

10 октября 2013 года
Конструируя миропорядок

В Выставочном зале Союза художников в Махачкале открылась персональная выставка Таус Махачевой «История требует продолжения» при поддержке благотворительного фонда «Пери». В экспозицию вошли видео-работы, фотографии, а также несколько инсталляций.

По словам куратора выставки, заведующего сектором по научно-методической работе отдела образовательной и просве¬тительской деятельности Московского музея современного искусства Алексея Масляева, проект сосредоточен на вопросах культурной преемственности и поиске культурных, социальных, повседневных оснований жизни на пограничных линиях между самобытным, традиционным общественным укладом и современным глобальным миром.

«Проблема формирования культурной, этнической идентичности в качестве одной из центральных тем социальной и художественной рефлексии в кавказском регионе в творчестве Таус Махачевой неразрывно связана с выбором «системы координат» -морально-этических ориентиров в новых жизненных условиях. Художница проницательно отмечает тревожные знаки перемен: состояние хаотического потока изменений и трансформаций традиционной системы мировосприятия, фрагментов и бессвязных обрывков «привлекательных» образов цивилизованного мира. Пытаясь упорядочить этот поток, она спрашивает: “Как формируется идентичность новой социальной общности?”, - отметил он.

Директор Дагестанского музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова, посетитель выставки, отметила, что работы Таус – это формулирование ответа на поставленный вопрос. «В поисках она конструирует свой собственный внутренний мир. Может не каждому понятно ее творчество, но эти работы заставляют задуматься, и мне приятно, что работы моей племянницы являются необычными для республики», - заключила Гамзатова.

«Художник прикладывает ухо к земле и прислушивается. Кончиками пальцев она ощущает тревожные вибрации перемен, происходящих повсеместно в родном Дагестане. Она поднимает голову и вглядывается в окружающий пейзаж: тихую и уютную равнину в окружении горных хребтов, прорезанную тонкой серебряной нитью реки. Она познает и осмысляет мир, подчас интуи¬тивно схватывая сам процесс становления нового социального и культурного пространства. Она отмечает то невидимое, неназванное, что фиксирует структуру нового общественного образа, и стремится определить его внутренние значения», - говорит Алексей Масляев.

Художник показывает, какие и каким образом понятия и идеи, неизменно связываемые с локальной культурой республики Дагестан, претерпевают существенные трансформации. Как внутренние качества представителей местного сообщества (гостеприимство) становятся формальными требованиями к семейным событиям («Пространство торжества», 2009). Или какое содержание и формы репрезен¬тации имеет сегодня понятие «мужественности» при рассмотрении отношений мужчины и автомобиля-«зверя», владельцем которого он является («Быстрые и неистовые», 2011) и т.д.

В поисках ответов на эти вопросы художник конструирует свой собственный внутренний миро¬порядок, возникающий как искра напряженных отношений между традицией и современностью. Она воздействует на рациональную сторону восприятия зрителя, побуждая его разбивать на мелкие части «монолиты» мифологических и стереотипных представлений и рассматривать каждую отдельно взятую деталь. И вместе с ним она осмысляет мифологическое измерение социальной общности, превращая миф в историю, в рассказ.

Выставка «История требует продолжения», как традиционный дагестанский килим, разворачи¬вается перед зрителем символическим пространством системы представлений художника. Она предлагает эпизоды, фрагменты образа повседневности и прожитого опыта, соединение которых в «ситуацию» позволяет значи¬тельно более полно представить актуальность исторического для понимания будущего.

Работа «Пейзаж» - это продолжающая пополняться коллекция деревянных носов Северного Кавказа в масштабе 1:1. Она имеет несколько «предысторий». Во-первых, в Дагестане есть несколько былин о мужчинах, теряющих свои носы. Чтобы доказать свою мужественность и тем самым вернуть себе нос, они отправляются в походы, на подвиги. Другая «предыстория» этой работы - о том, как горцы отожествляют самих себя с горами. Кроме того, в аварском языке слово «мег1ер» означает и гору, и нос одновременно.

В проекте «Позволь мне быть частью нарратива» автор присоединяет одну деталь к другой, и так, деталь за деталью, складывается повествование, ведущее из А в В.

Обнаружив в истории интересную деталь, она уделяет ей все свое внимание, как может показаться, в ущерб основной линии повествования. Этот проект о том, что в зазоре между официальной историей и индивидуальной или коллективной историей-памятью присутствует что-то, что делает наш опыт переживания истории разнообразным, полифоническим. Может быть, это воспоминания очевидцев и устные истории, может быть, литература свидетельства, может, художественные и докумен¬тальные фильмы, театральные постановки, публичные акции и произведения визуальной культуры...

«В истории спортивных достижений и побед что-то позволяет нам обнаружить среди медалей и кубков личную, по-человечески близкую драму поражений и трудностей. И в рассказе о со¬ревнованиях по собачьим боям в республике Дагестан что-то вынуждает преодолеть образ региона, транслируемый официальными медиа, и вообразить альтернативные символы, принадлежащие определенному культурному контексту, не навя¬занные и не привнесенные извне.

Как бы то ни было, я рассказываю историю, которую рассказывают люди», - признается куратор Алексей Масляев.
Как сказала художница Таус Махачева, на выставке представлены работы, которые она делала в течение многих лет. Это наблюдения за процессами, происходящими в Дагестане. «Так я пытаюсь показать, какие понятия, идеи, связанные с культурой Дагестана, претерпевают существенные изменения. Выставка предлагает эпизоды, фрагменты образа повседневности и прожитого опыта, соединение которых позволяет значительно более представить актуальность исторического для понимания будущего».

Таус Махачева - обладатель государственной премии «Инновация» в области современного искусства (номинация «Новая генерация», проект «Быстрые и неистовые», 2012) и номинант премии Кандинского (номинация «Медиа-проект года», 2011). Имеет диплом бакалавра Голдсмитс-колледжа (Лондон) по программе «Современное искусство» и магистерскую степень Королевского колледжа искусств (Лондон).

Выставка продлится до 7 ноября.

Лейла Магомедова

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью