Основы ценности культуры
Когда мы говорим о культуре, мы подразумеваем человеческую деятельность в различных ее проявлениях. Ведь, по сути, культура - это и есть то, что создано человеком. Но культура может проявляться не только в этом, она также проявляется и в характере, и в поведении человека.
Что же является культурой Дагестана, культурой одного из самых многонациональных регионов России? Аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, табасаранцы и другие – каждая из этих наций имея свою культуру, свои многочисленные традиции и адаты. Дагестанцы чтят свое культурное наследие. Можно много говорить о том, как складывались культура и традиции народов Дагестана и передавались из поколения в поколение. С течением времени не все традиции и обычаи дошли до наших дней. Что-то сохранилось, что-то имеет место только в самых отдаленных аулах нашей республики, а кое-что вовсе осталось лишь в историях сторожилов. К примеру, одной из древних традиций является обычай гостеприимства, сохранившийся особенно в Ахвахском, Цунтинском, Агульском, Кулинском, Табасаранском, Дахадаевском, Акушинском, Чародинском районах. Недаром говорят: «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость!». Каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Помимо традиционной культуры в Дагестане сложилась своя самобытная культура. Страна гор издавна славится ковроткачеством, другими художественными промыслами, памятниками культуры.
Я обращаюсь к книге Мустафы Исаевича Билалова «Дагестан в культуре и цивилизации». Следуя размышлениям о структуре и содержании культуры познания, автор пришел к выводу, что ее уровень в нашем регионе очень низок. Это объясняется преобладанием в культуре этнического и религиозного. Ведь действительно это так. Но нельзя говорить, что познавательная культура Дагестана не имеет перспектив в развитии. Все зависит от стремления людей стать более цивилизованным обществом не только путем усовершенствования культурно-развлекательных предприятий или религиозных программ, а также развивая культуру познания.
Немалое влияние на Дагестан имеют и русская, и европейская культуры. В наше время в результате процессов глобализации идет европеизация всех культур, в том числе и русской. Можно говорить в основном о влиянии европейской культуры на дагестанскую. В свете всех глобализационных проявлений, имеющих влияние на Дагестан, сложились особые национальные черты, характеризующие современную культуру.
Ключевую роль в жизни дагестанских народов всегда занимал, занимает и будет занимать в обозримом будущем этнический фактор, так как дагестанский народ – многонациональный. Поэтому в современном Дагестане наблюдается большое количество межэтнических конфликтов, как явных, так и латентных. Причины этих конфликтов, как отмечают большинство экспертов, основаны не только на чисто этнической неприязни. Межэтнические противоречия в современной культуре Дагестана сегодня принимают различную социальную окраску и набирают предельную остроту, выливаясь в крупные разногласия.
Какие же сферы затрагивает этнический фактор?
Межэтнические столкновения проявляются в области политики. Например, этническое многообразие республики порождает конфликты в силу отсутствия доминирующей этнической группы, что ведет к объединению элит против меньшинств в борьбе за приоритет во власти.
Также эти противоречия оказывают влияние на сферу экономики и занятость населения. Как показывают тяжелые экономические условия в республике, национальные отношения проявляют себя в сфере бизнеса и занятости. Например, уровень безработицы по Дагестану на деле составляет больше 20%. Что там говорить, если даже при устройстве на работу национальность и родственные связи претендента играют важную роль.
Таким образом, этнический фактор имеет преимущественное влияние на политическую, экономическую, социальную сферы жизни людей.
Другой важной особенностью современной национальной культуры Дагестана является ее особый менталитет: почитание старших, забота о доме, обычай гостеприимства, отходничество, особые традиции воспитания, общественное мнение, этничность как самоценность, горячность, кровная месть, распространенная ранее в дагестанских сёлах.
Нельзя не сказать и о духовной культуре Дагестана, на формирование которой немалое влияние оказал суфизм. Суфизм в Дагестане является одним из основных религиозных течений. Но на сегодняшний день в Дагестане развилось новое религиозное направление – салафизм, именуемый «нетрадиционным» исламом. Естественно, его появление повлекло за собой идеологические разногласия с суфизмом, так как салафизм стремится очистить ислам от нововведений и восстановить единобожие, и в отличие от суфиев салафиты ратуют за распространение ислама во всем мире, что часто принимает и вооруженный характер.
Несмотря на все происходящие в мире глобальные процессы, имеющие влияние и на Северном Кавказе, современный Дагестан должен наметить свой путь цивилизационного развития с сохранением наших национальных ценностей и менталитета. Как сказал М.И. Билалов в одной из своих статей, именно этот путь должен стать «национальной идеей» дагестанских народов.
Зарема Шихамирова,
магистрант факультета Психологии и философии ДГУ
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп