Аулы Дагестана
Буртунай
Селение Казбековского района Дагестана. Недалеко от нынешнего селения, около родника есть местность Буртуна, что в переводе с аварского означает «войлок». Название этой местности послужило названием селения.
Основано оно переселенцами из гумбетовского селения Данух в местности Мичигох (крапивная гора). Сначала оно насчитывало 13 хозяйств. Со временем здесь стали обосновываться переселенцы из других аварских сел.
Территория эта принадлежала эндиреевским феодалам. Местные жители отдавали князьям пол-урожая за пользование лесом и пастбищами. По другим версиям, ясак (половину урожая) давали бегаву, находившемуся в селении.
При Умма-хане эта территория подчинялась хунзахскому хану—нуцалу. Он обязал каждое хозяйство поставлять ему золу для удобрения полей, которую увозили в Хунзах. Потом земли опять перешли в собственность эндиреевских князей.
Хубар
Название селения Казбековского района Дагестана происходит от кумыкского слова «уйбар» — «гриб древесный». На территории, где оно было основано, прежде рос чинаровый лес с большим количеством древесных грибов. Это явилось мотивом названия селения.
Первоначально Хубар возник на другом месте, которое известно под названием Басрияб (старое селение), в двух километрах от нынешнего местоположения, в ущелье. Утверждают, что хубарцам пришлось менять место 18 раз. Причиной были частые снежные и земляные обвалы, в результате которых хубарцы терпели бедствия, сопровождавшиеся человеческими жертвами.
Земли, где наконец обосновались хубарцы, принадлежали кумыкским князьям нуцалчи, как они их называли. Последние уступили их новоселам за уплату определенных податей.
Первоначально все земли принадлежали княжне Заза-бике из дома нуцалчи. Рядом с селением находится ущелье, которое и ныне называется «Зазайшекал». Земли хубарцам Заза-бике завещала без всяких условий, и поэтому они ничего не платили ее наследникам.
В самом селении не было ханов и беков. Следить за порядком шамхал поручал сельчанам из числа наиболее богатых. Жители селения сами себя называли узденями.
Тухумы селения образовали переселенцы из аварских сел Очло, Обода, Батлаич, Анчих, Согратль, Буртунай, Гертма, Зубутли. Это тухумы Ибрагимсудтанилал, Цекорасулал, Мухамадилал, Усманилал, Маарулал. Был и неравноправный среди них — тухум Лагзал из военнопленных.
Гертма
Селение Казбековского района Дагестана. «Гертматале» в переводе с кумыкского означает «грушевая роща». Когда-то в этих местах рос лес, где было много диких груш. Раньше в этих местах жили нуцалчи, все земли принадлежали им. Собрав жителей аварских сел Салатавии на горке между Гертма и Хубаром, нуцалчи разделили свои земли. Гертминцам ничего не досталось: зубутлинцы, которые должны были оповестить всех салатавцев о сборе, не предупредили их, таким образом, они ничего не знали о дележе земель. Зато самим зубутлинцам досталось земель больше, чем другим.
Пахотные и сенокосные участки, которые кумыкские князья уступили салатавцам, сразу перешли в частную собственность. В общественной собственности находились горы и леса.
Дылым
Селение Казбековского района Дагестана. Название Дылым чеченского происхождения и означает «язык» - аул по форме напоминал вытянутый язык. Здесь жили ногайцы. Из-за постоянных нападений чеченцев они оставили селение. После ухода ногайцев (это было еще до (похода Тимура) сюда переселились из Согратля два брата и сестра. Они купили землю у чеченцев. Звали братьев Гебек и Айма. Гебек жил на горке Гебек-кала, а Айма на горке Аймал-тала. Они были предками эндереевских князей.
До Шамиля селение три раза разрушалось. Для его укрепления сюда были приняты переселенцы из Миатлы, Зубутли, Буртуная, Хубара. К этому времени они уже были обращены в ислам. Но мечеть в селении была построена только в период правления Шамиля.
От первых переселенцев образовались три тухума: Билиттайпа (от чеченцев), Будунисилал (от согратлинцев), Кеженисел (из Буртуная).
Ругуджа
Селение Гунибского района Дагестана. По свидетельству старожилов, нынешнее Ругуджа образовалось из 12 поселений, расположенных вокруг него, из которых наиболее сильным было Хабада. Здесь находилась резиденция хана. Молодежь этого поселения приходила в Ругуджа, купалась в местном колодце, своевольничала. Однажды объединившись, ругуджинские парни перебили молодежь из Хабады, которая в очередной раз учинила здесь беспорядок. После этого ругуджинцы переселили жителей Хабады в свое селение, так как Хабада настолько ослабла, что не смогла оказать должного сопротивления. Позднее с Ругуджа объединились и другие поселения, которые постоянно враждовали между собой из-за земель.
Распространение ислама связывают с именем Абу-Муслима, который обложил население этих мест, кроме андалальцев, налогом за то, что они оказали сопротивление арабам, не желая добровольно принять ислам.
Сначала в селении было три квартала: Магар, Гудекан и Рохросиб. Потом образовались еще два квартала: Нугириб и Уржа.
В Ругуджа было много тухумов. Среди них: Исубилал, куда входили небольшие тухумы Хонахал и Кусби; Чакаласулал, Вакалал, в составе которого были Калалал, Хочолал,Зибхал, Бухкиби; Маржанлал, куда входили Исалал, Анаби, Тухумал; Ганшалал, куда входили Гиндисал и Газизасулчи; Джамбулал; Карталал; Татулал (образован переселенцами из Хабады); Миндачал; Хандикал.
Наиболее влиятельными тухумами были первые три, они отличались богатством. Представителей администрации села выбирали в основном из тухума Гиндисал. Существует предание, что он образован арабами, пришедшими сюда во главе с Абу-Муслимом.
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп