Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Реклама
южная завезда
Главная Общество Аулы Дагестана

Аулы Дагестана

13 марта 2014 года
Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

«Знать историю своего народа - это значит мысленно пройти вместе с ним его
долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

Багинуб

Селение Чародинского района Дагестана находится на высоте 1960 метров над уровнем моря в 14 км от райцентра Цуриб. История его возникновения такова. В начале XVII века Казикумухское ханство на Кавказе было одним из сильнейших, подвластная этому ханству территория простиралась далеко от места проживания лакцев. Аварское и лакское население, которое проживало по соседству, знало оба языка, перенимало друг у друга понравившиеся обычаи, адаты, заключало межнациональные браки. Более того, Кази-Кумухское ханство имело большое влияние на граничащие с ним аварские села и некоторые из них входили в состав этого ханства. Например. 10 селений участка Рис-opЧародинского района, в которых проживали аварцы, являлись вассальными владениями Кази-Кумухского хана. Есть предание, что основателями некоторых сел участка Рис-op, наряду с аварцами, были лакцы.

Большое значение имело и то, что на расстоянии 300-400 метров от будущего селения находился сосновый лес, который занимал почти 70 гектаров. Наличие такого леса рядом с селом имело большое значение для строительства и обеспечения топливом. С этого места как на ладони видны многие населенные пункты, что позволяло жителям чувствовать себя в этом мире не одинокими. Все это в конечном итоге определило место для строительства первого дома села.

Годом основания селения Багинуб считается 1630 год.

Балахани

Дагестанский аул на территории Койсубулинского вольного общества, основанный древними горцами еще до нашей эры. Ныне Балахани является одним из больших селений Унцукульского района, расположен на северной стороне горы Аракмеэр (Арактау), за отвесными скалами, возвышающимися на левом берегу реки Аварское Койсу.

Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке - село Ирганай, на северо-западе - сёла Моксох и Харачи, на юго-востоке - сёла Аракани и Майданское, на юго-западе - сёла Оркачи, Буцра и Гоцоб.

Название села не что иное, как точное его топографическое месторасположение. В переводе с аварского языка на русский язык, слово Балахани – означает село «в защищенном месте, за гребнем горы».

По одной из версий, селение основано пришедшим из койсубулинской местности Белекан. История Балахани тесно связана с Цором, т.е. землями Грузии и Азербайджана, на границе с Дагестаном. Во взаимоотношениях с этими странами балаханинцы на протяжении веков занимали одно из ведущих мест.

Койсубулинское вольное общество всегда играло важную роль в общественно-политической жизни горного края, количеством воинских сил не уступало крупным феодальным владениям Кавказа. Дружины койсубулинцев временами нарушали спокойствие соседей, создавали им угрозу безопасности, иногда даже враждовали с разными ханствами и обществами. Особо воинственными были джамааты селений Унцукуль, Балаханы и Харачи. Очень часто в этих селениях формировались воинские группировки для решения тех или иных задач, отряды лихих джигитов из этих джамаатов отправлялись в набеги за пределы Дагестана.

Койсубулинцы, в любой момент могли побеспокоить и ближайших своих соседей, даже сильнейшее из феодальных обществ Дагестана - Аварское ханство.

Созданные дружины, в случае необходимости, использовались в совместных походах и действиях, выступали на выручку того или иного джамаата.

Есть предание о том, как балаханцы помогли унцукульцам противостоять хунзахским ханам. В одно время каждое хозяйство унцукульцев должно было платить хану по 4 меры зерна и винограда. Помимо этого хан стал требовать ореховую золу, применяемую для стирки. Притязания его все росли: он стал требовать от унцукульцев и полного подчинения. Унцукульцам надоело терпеть произвол хана. Они договорились с балаханинцами пригласить хана с его людьми, напоить и уничтожить его вместе с нукерами. Хан послал своих нукеров, а сам не явился. Пиршество было организовано в густом лесу в местности Щугиб. Убедившись, что гости пьяны, унцукульцы и балаханцы всех их перебили. Спасся только один мальчик. Потеряв многих преданных нукеров, хан оставил Унцукуль в покое.

Так или иначе, правителям Аварии тогда удалось наладить приемлемые взаимоотношения с известными койсубулинскими предводителями и владетелями сопредельных территорий.

Балахани издревле славится храбрыми, удалыми, отважными, мужественными воинами. Большую известность в народе имели балаханинские воеводы и предводители - руководители набегов на сопредельные с Дагестаном территории. Из уст в уста передавались народные песни о предводителях Чунчалаве, Чунчал Мусе, МусалАдалаве, БольшомНурмухаммаде, и других балаханинцах.

«У кого оружие - сталь и конь борз, пусть идет в дружину Чунчалава, а у кого они слабы, пусть отправится на луга», - говорится, например, в одной из народных песен. «МусалАдалав родом из аула Балахани (Койсубулинское общество), был одним из известных своими походами предводителей, человеком большой храбрости и отваги, чем заслужил популярность среди горцев», - писал исследователь народных песен аварцев, известный дагестанский фольклорист А. А. Ахлаков.

Балхар

Лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Административный центр Балхарского сельского поселения. Известный центр народной художественной керамики.

Жители села Балхар являются лакцами по-национальности, мусульманами-суннитами по вероисповеданию. В 1886 году население Балхара составляло 1424 человека.

Балхар известен как старинный центр народного керамического художества. Местные мастера специализируются на изготовлении кувшинов, кружек, мисок и других сосудов, украшенных преимущественно белой тонкой росписью (штриховка, точки, розетки, волнистые линии, спирали). Также, в Балхаре ткут паласы и изготавливаются детские игрушки.

Балхаррасположен в нагорной части Дагестана, в 13 километрах от районного центра, села Акуша. Само селение располагается в котловине между двумя большими горными вершинами.

В Балхаре живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь. Когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкуччи обучил ему односельчан, но почему-то именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики.

Балхар – крупнейший центр художественной орнаментированной керамики в масштабе общекавказском. Керамика Балхара глубоко связывается с чисто местной традицией, не уводит ни к каким дальнейшим заимствованиям и обнаруживает следы своего древнего происхождения.

Орнамент балхарских изделий – творчество кисти многочисленных мастериц, богат вариациями, при своем разнообразии – держит единство стиля.

Каждая мастерица может внести и вносит в разрисовку кувшина нечто свое собственное, индивидуальное, не нарушая, однако, какого-то общего, прочно сложившегося канона, присущего искусству Балхара.

Работами по выделке керамики здесь занимаются женщины, а мужчины исстари заготавливают хворост для обжига и торгуют готовой посудой. Прикосновение к гончарной глине до революции считалось для мужчины большим позором. В этом отношении Балхар отличается от Сулевкента, где за гончарный круг садились только мужчины.

Батлаич

Село Хунзахского района Дагестана расположено на северо-востоке Хунзахского плато, находящегося на высоте 1700 м над уровнем моря. Батлаич имеет древнейшую историю, ему более 5000 лет, но село в нынешнем его расположении возникло намного позже. Старожилы говорят, что на том месте, где сейчас расположен Батлаич, был маленький домик и рядом стоял прикрепленный к нему столб. По этому столбу, говорят, ориентировались путники, когда возвращались из походов и набегов. Еще говорят, что на краю скалы, откуда началось село, было место, где разжигали огонь с целью извещения об опасности нападения врага или о смене времен года.

Как бы то ни было, и сочная трава на пастбищах вокруг села, и загоны в местечке Бакда указывают, что батлаичинцы всегда занимались овцеводством, животноводством, а многочисленные террасы, окружающие село, к сожалению не востребованные сегодня, являются свидетелями трудолюбия батлаичинцев и их занятия земледелием.

«Главными занятиями батлаичинцев были скотоводство и земледелие. Овцы здесь быстро прибавляли в весе, существовала даже пословица о том, «что батлаичинское мясо без костей». Этой традиции батлаичинцы остались верны, и по сей день.

Батлаичинцы участвовали в сражениях Кавказской войны. В многотомнике «История Апшеронского полка» написано: «Опасаясь за участь посланного отряда, который оказался окруженным превосходящими силами горцев, Клюгенау отправил к Батлаичу подполковника Пассека с батальоном егерей. Пассеку удалось соединиться с Познанским, и после кратковременной канонады по аулу, он стал отступать к Хунзаху. Хаджи-Мурад бросился преследовать наши войска».
Известны имена батлаичинцев, которые участвовали в Кавказской войне. Это муфтий аварского округа Шахша-Кады, который погиб в сражении за Гергебиль. Участник той же войны Хатилав вынес с поля боя раненого муфтия, на спине которого тот и умер. Известны и мюриды Шамиля, сражавшиеся в отряде Хаджи-мурада – Умарилав и Усманил Мухаммад.
Если в 1826 году в Батлаиче было 291 дворов, то в 1886 году - всего 171. Это и было результатом Кавказской войны.
Очень высок был и интеллектуальный потенциал батлаичинцев: они всегда стремились к знаниям. Батлаичинские аксакалы сохранили в памяти имена 56 ученых – знатных алимов-арабистов, выходцев из Батлаича. Среди них такие крупные ученые-алимы, как вышеупомянутый ШахшаКады, ДжамалуддинКадичу, который в течение 25 лет был имамом села, как Тажудин (Чанка), который в совершенстве знал исламские науки, арабский язык и сочинял стихи, как на аварском, так и на арабском языках.

 

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью