Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       
Реклама
южная завезда
Главная Общество Аулы Дагестана

Аулы Дагестана

20 марта 2014 года
Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

«Знать историю своего народа - это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

Башлы

Аул Башлы Каякентского района располагается в виде амфитеатра, занимая подножье горы Джавантав на юго-востоке, охватывая частично и равнинную полосу до самой реки Башлыозень, т.е. территорию между тремя современными селениями - Башлыкент, Капкайкент и Джаванкент.

Башлы по населенности и богатству своих угодий имело преобладающее влияние в делах, относящихся ко всему Кайтагу. Многие авторы, писавшие о Дагестане, называли Башлы того времени «городом», имея в виду, разумеется, его величину и его роль в политической, экономической и культурной жизни населения региона.

В административно-политическом отношении Башлы в прошлом входил в Кайтагское уцмийство, а с декабря 1860 г. - в состав Кайтаго-Табасаранского округа, образованного из владений Кайтага и Табасарана. Кайтагское уцмийство кроме общества Башлы составляли магалы Терекеме, Кайтаган, Шуркант, Ирчамул (Урчамил), Каракайтаг, Ганг, Муэри, Гапш и Гамри.

Соседями башлынцев (кроме ряда кумыкских обществ) являлись также даргинцы, азербайджанцы, табасараны. На востоке земли Башлы омываются водами Каспийского моря.

Данные о численности населения Башлы противоречивы. Так, по данным хорошо знавшего Южный Дагестан П. Зубова, в начале XIX в. в нем числилось около 400 домов и до 2000 жителей. Согласно рапорту не раз побывавшего в самом Башлы генерала М. Хатунцева генералу Ртищеву от 1 июля 1812 г., здесь насчитывалось более 2000 домов и до 5000 людей мужского пола. Согласно данным автора ряда важных работ по Дагестану А.В. Комарова, приведенным, в частности, в «Списке населенных мест Дагестанской области», в 1868-1878гг. в Башлах насчитывалось 817 дворов, в которых проживало 3740 чел.

Разумеется, с тех пор в численном составе башлынцев, как и во всех областях их хозяйственной и культурной жизни произошли значительные изменения. Необходимо принять во внимание и то, что немалое число башлынских семей проживают в городах - Дербенте, Махачкале, Избербаше, в поселке Дружба, в райцентре Каякентского р-на Новокаякенте. Живут представители башлынцев и в других городах Дагестана и бывшего Советского Союза: Москве, Петербурге, Баку, Астрахани, Ташкенте, Тюмени и др. Несколько сот семей из Башлы Каякентского района после трагических событый 1877года., когда село было разрушено, переселились в другие страны: Сирию, Турцию и Иорданию.

Башлыкент

Село в Каякентском районе Дагестана.

Расположено у подножья горы Джавандаг, в долине реки Башлычай, в 33 км к юго-западу от города Избербаш.

По переписи 2010 года в селе проживало 3230 человек. Моноэтническое кумыкское село.

В 1877 году в Дагестане вспыхнуло крупное антироссийское восстание, одним из центров которого стал аул Башлы. За непокорность аул был полностью разрушен генералом Комаровым. Впоследствии населению бывшего аула в течение 5 лет не позволяли селиться на прежнем месте. И только в 1882 году жителям разрешили вернуться, но вместо одного аула были образованы три: Верхний Башлы (позже Капкайкент), Средний Башлы (позже Джаванкент) и Нижний Башлы (позже Александркент).

При образовании нового аула, в знак принесенной покорности ему было присвоено имя Александркент в честь императора Александра III. После революции село переименовывают в Джалалкент в честь революционера и видного государственного деятеля Дагестана Джалалутдина Коркмасова. В 1937 году Коркмасов был репрессирован, а село вновь переименовано в Башлыкент.

Бедюк

Бедюк является одним из самых высокогорных аулов не только Агула, но и Дагестана. Он расположен высоко в горах на высоте более 2500 м. над уровнем моря, у подножья Самурского хребта, в верховьях реки Курахчай. С южной стороны граничит с с. Шиназ Рутульского района.

Связь между селами Бедюк и Шиназ осуществлялась через горный перевал Самурского хребта. Между двумя селами издавна существовали торговые и добрососедские связи. Добрые отношения закреплялись брачными связями. Свидетельством тому является, что одно из небольших плато называется Хумбар лухъа тул. Ходит легенда, будто бы жители обоих сел, провожая и встречая невесту, встречались там и устраивали прощальные танцы. С юго-восточной стороны Бедюк граничит с Курахским районом, в частности, с агульскими селами Хвередж и Квардал. С жителями этих и других сел Курахского района у бедюкцев сложились более тесные, добрососедские, родственные отношения. Через куначество, через экономические, культурные, брачные связи они взаимно обогащались материально и духовно.

Бытует мнение, что село образовалось из переселенцев из разных мест (лакцы, евреи, дербентские каджары, агульцы, лезгины ит.д). Отсюда и произошло название села Бедюк-Шадухъ (смешанный). По одной версии первые переселенцы были кровники, бежавшие от кровной мести, по другой версии люди, уходившие в горы в поисках земли.

Современный аул Бедюк, по преданию, образовался после разгрома поселения Сарфун. По преданию он был городом. Судя по захоронениям, Сарфун-шагьар был крупным поселением. Сохранились развалины сигнальной башни в местечке КIагIлайрикк. До сих пор обнаруживают кладки стен. Выгодное расположение местности, благоприятный климат способствовали процветанию Сарфун-шагьара. По сказаниям старцев, жители Сарфун-шагьара отчаянно сопротивлялись полчищам Надиршаха. Когда сопротивление было сломлено, иранцы устроили шах-хирман. Вывели стариков, женщин и детей на майдан и растоптали копытами коней. Дата основания Сарфун-шагьара сопоставима с периодом возникновения с. Рича.

Р.Гамзатов писал: «Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками».

Бежта

Село (аул) – самый крупный населённый пункт Цунтинского района, а точнее (с 1992 г.) - Бежтинского участка Цунтинского района Дагестана.

Расположено вблизи реки Хзанор (приток Аварского Койсу), в 170 км к юго-западу от железнодорожной станции Буйнакск, в 274 км к юго-западу от Махачкалы.

Население - 3731 человек (2002).

Основное население составляют бежтинцы - один из цезских (дидойских) народов, часто включаемых в состав аварцев. Бежтинский язык входит в аваро-андо-цезскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи.

Бежтинцы - одна из народностей Дагестана, проживающая в основном на территории Цумадинского района. По переписи 1989 года бежтинцев около 7 тысяч человек. У истоков Аварского Койсу находятся их населенные пункты - Бежта, Тлядаль, Хашархота, Нахада, Гарбутль. Живут они и в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства - Качалае и Караозеке. Около 1500 человек - в Кварельском районе Грузии. Основное занятие - животноводство и земледелие.

Бежтинцами всегда интересовались ученые, путешественники Паллас, Услар, Жердин, Бапсит и др., Побывавший в XVIII веке в этих краях царский офицер и путешественник И.И. Норден в «Описании Антль-Ратля» указывает, что вольное общество Капуча было одним из самых сильных, могущественных и богатых. В исторической литературе для обозначения бежтинцев можно встретить и другое наименование - капучинцы (буквально - люди, носящие овчинные тулупы). Грузинские цари во время войн, походов для своей охраны часто пользовались услугами метких охотников - бежтинцев. За хорошую службу им выделяли в Кахетии земли для поселения.

События начала и середины ХХ века внесли огромные перемены в жизнь народа. Когда началось движение горцев, Шамиль назначил в Бежте своего наиба. Возглавляемый им большой отряд бежтинцев защищал проходы в Дагестан с юго-запада от царских войск. В 1857 году царские войска пошли в наступление. Все селения бежтинцев были сожжены, разрушена материальная культура, созданная на протяжении многих веков. Население было насильно переселено в Грузию. Это было самое мрачное время для бежтинцев.

Начался процесс распыления маленького народа. Тогда же часть бежтинцев переселилась Турцию. Ныне компактно живут в двух селах. Другие остались в Грузии, обосновали хутора, из которых впоследствии выросли крупные села Ареши, Чантлискури и Сарусо. Часть бежтинцев после пленения Шамиля получила право вернуться на родину. Из руин они вновь подняли свои села.

До начала XX века, в научной литературе и в первых переписях советского периода бежтинцы значились как отдельная народность, Но в 30-е годы территориальная целостность бежтинцев была нарушена, их включили в состав образованного в 1930 году Тляратинского района.

Более того, о бежтинцах как о народности Дагестана вообще перестали упоминать в официальной и научной литературе. А бежтинский язык каким-то образом был определен как родственный аварскому языку, его наречием, хотя это далеко не так.

Много лет маленький народ добивался административно-территориальной самостоятельности. В ноябре 1955 года был образован Цунтинский район с райцентром - селением Бежта.

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью