Реформы – моды ради?
Многие годы мы говорим о реформах в российском обществе. И всякий раз особо подчеркиваем, что в конечном итоге все они направлены на коренное улучшение и четкую организацию работы подразделений, служб, министерств, ведомств в новых рыночных условиях, повышение эффективности управляемости . Это чисто теоретически. А что же происходит на самом деле?
Возьмем жилищно-коммунальное хозяйство. Эта сфера, с которой каждый из нас сталкивается ежедневно. Вот только некоторые цифры и факты.
Три года назад в опросах 40% россиян назвали самой важной проблему ЖКХ. В этом 2013 году – уже 60 процентов. А ведь ЖКХ – это сфера, в которой миллионы людей. Оборот в этой сфере составляет 7 процентов ВВП. Платежи – 1,3 трлн рублей. Деньги большие, а качеством оказываемых услуг по-прежнему недовольны многие наши соотечественники.
Совсем недавно (19 июля с.г.) на республиканском телеканале РГВК «Дагестан» был показан критический материал о бедствиях жильцов ряда домов по Комсомольскому проспекту в Махачкале. Почти 30 лет в этих высотных домах не производился капитальный ремонт. Подъезды утопают в мусоре, подвалы залиты нечистотами, там развелись крысы. Санитарное состояние придворовых территорий не выдерживает никакой критики. А руководители ЖЭУ №13 в телевизионном интервью пытаются оправдать свое бездействие и свою безответственность всякого рода отговорками.
И таких примеров неудовлетворительной работы предприятий и организаций ЖКХ самой разной формы собственности немало в нашей республике. И это все на фоне того, что с каждым годом растут тарифы на услуги ЖКХ.
Анализ положения дел показывает, что ЖКХ в последние годы в Дагестане превратился в сферу массовых хищений, злоупотреблений, коррупционных схем. Управляющие компании, ТСЖ, многочисленные службы ЖКХ главной целью ставят извлечение доходов любой ценой и средствами. И все это, как ни странно, происходит под видом реформирования, коренного улучшения работы предприятий и организации самих служб ЖКХ, повышения качества оказываемых услуг.
В последние годы государство передало многие функции по эксплуатации и содержанию жилья, ряда других услуг ЖКХ в частные руки. И здесь возникает ряд вопросов к самой организации работы в этой сфере, форме собственности.
Первый: Если неизвестны затраты производителей услуг, то как можно строить работу всей системы?
Второй: Как можно требовать у государства бюджетной поддержки, не зная, сколько средств потребуется для покрытия убытков?
Третий: На каких условиях привлекать частный бизнес в систему ЖКХ, если неизвестно, какую выгоду он будет иметь?
И, наконец, как можно говорить о проведении реформ, когда подавляющее большинство работников жилищно-коммунального хозяйства сами не знают, во что это обойдется и каковы будут конечные результаты? Несколько лет назад участники парламентских слушаний в Госдуме пришли к единодушному выводу о том, что главная идея реформы ЖКХ, которая заключалась в создании товариществ собственников жилья, по существу провалилась.
И тем не менее создаются все новые и новые структуры по ремонту и содержанию жилого фонда, в том числе и ветхого. На уровне страны не первый год действует Федеральная программа «Ветхое жилье». Совсем недавно были подведены итоги за последние 5 лет. Действие этой программы и специального Фонда ЖКХ продлено до 2018 года. Сделано это потому, что в первоначальный список аварийного жилья по самым разным причинам не попали дома, в которых жить небезопасно. Таких домов немало и в нашей республике. Возьмем город Кизилюрт: дом №1 по улице Аскерханова. Еще в марте 2013 года специальной комиссией был признан аварийным, а проживание в нем – опасным. И вот больше десяти лет идет переписка жильцов с руководителями города, различных министерств и ведомств республиканского и федерального уровня, депутатами Государственной думы и даже Президентом.
Плодятся бумаги, количество запросов, ответов и отписок растет с каждым годом. А положение жильцов не меняется, а точнее дом, в котором живут 18 семей, может рухнуть в любой день.
Сегодня согласно Федеральному Закону собственники жилья имеют право выбирать себе управляющую компанию или ТСЖ по оказанию услуг. Но беда заключается в том, что подавляющее большинство собственников квартир понятия не имеют, как и по какой схеме расходуются их деньги. И самое печальное во многих случаях: сами хозяева плохо знают свои права. Этим и пользуются руководители различных фирм, управляющих компаний ЖКХ.
Говорят, что все познается в сравнении. В далекие советские времена жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось по остаточному принципу. Но тогда нерадивых руководителей наказывали, освобождали от занимаемых должностей.
А что же сегодня? Вроде бы и сейчас есть вертикаль власти, спрос с нерадивых руководителей, вроде их наказывают, снимают с работы. Но реальных положительных изменений в работе предприятий и организации горожане пока не чувствуют.
Вот и приходишь к печальному выводу, что необходимо менять порочную систему ЖКХ. Анализ работы сферы ЖКХ показывает, что от переименований названия ведомств, фамилий и имен руководителей ЖКХ практически ничего не изменилось. А если быть точнее, работа ЖКХ значительно ухудшилась. Качество услуг точно не улучшилось. Люди вынуждены обивать пороги разных инстанций для решения проблем. Об этом совсем недавно на конкретных примерах и фактах говорил в интервью аналитической программе «Акценты» заместитель министра строительства и ЖКХ РД М.Османов.
Самый большой вопрос последних лет – проблемы роста жилищно-коммунальных платежей и других услуг. Только за последние 12 лет тарифы на услуги ЖКХ выросли у нас почти в 8 раз. То есть практически каждый год мы платим за них вдвое дороже. После очередного 50-процентного подорожания квартплаты в 2010 году ситуацию под контроль вынуждены были взять на высшем политическом уровне страны. Тогда глава государства ограничил повышение тарифов ЖКХ на отметке 15 процентов, с 1 июля этого года вступили в силу новые федеральные стандарты оплаты жилого помещения по предельной ставке до 96 рублей за один квадратный метр.
По утверждению специалистов и руководителей Минрегионразвития правительство в последнее время вплотную занимается этим вопросом для того, чтобы разработать единые правила повышения тарифов. И это очень важно. Но действенными они будут только в том случае, если будут содержать требования ко всем монополистам.
Многие федеральные и региональные независимые эксперты уверены в том, что в самое ближайшее время подобная программа будет выработана, так как это проблема экономики в целом.
Совсем недавно на заседании Государственного Совета с участием министров, губернаторов, депутатов Владимир Путин особо подчеркнул: «Людей не устраивает низкое качество услуг, недобросовестное управление и постоянный рост тарифов» и потребовал ускорить модернизацию ЖКХ, потому что от изношенных сетей ждать качества не приходится.
В целом тема состояния дел в ЖКХ и платежей в последние годы наводит на мысль о несправедливости, в которой нам приходится жить, и заставляет задуматься над тем, кто хозяин в доме. Судя по обстановке, пока в нашей стране по-прежнему в какой-то степени хозяйничают все те же нефтегазовые короли, но только теперь уже во главе с чиновничьей олигархией, о которой так много в последнее время говорили аналитики и независимые эксперты. Очень хочется надеяться, что это эволюционный процесс ускоренного прохождения полосы капитализма на пути к некому лучшему общественному строю, название которому пока еще не придумали. Время покажет…
Ильман Алипулатов
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ВГТРК «Дагестан»,
сопредседатель Дагестанского отделения Медиа России
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп