Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Реклама
южная завезда
Главная Общество Светское образование в Дагестане

Светское образование в Дагестане

2 февраля 2012 года

Присоединение к России открыло новую полосу в куль¬турной жизни Дагестана. Горцы и русские получили возмож¬ность регулярного и непосредственного общения в различных сферах хозяйственной и культурной деятельности, развития широких торговых связей. Этому важному процессу правитель¬ство России уделяло особое значение. Царская власть хотела иметь не только военные победы, но и спокойную жизнь, пре¬данность новых поколений горцев России. Для решения этой важнейшей задачи российское правительство серьезно занялось основанием и развитием в Стране гор светского (нерелигиозно¬го) образования. Просвещение, как известно, служит фундамен¬том культуры, а в Дагестане начала XIX века не было ни одной светской школы, хотя действовала целая система религиозного образования, давшая письменность, научные знания, развившая мусульманское зодчество, этические и нравственные ориенти¬ры, ориентировку учащихся на грамотность, престиж знаний, науки и образованность.

Как верно отметила исследователь М. Ш. Абдуллаева, «од¬ним из значительных явлений стало открытие в Дагестане свет¬ских школ. В целом организация русскоязычных учреждений и светских школ сопутствовала практическому включению Даге¬стана в политико-экономическое и культурно-образовательное пространство Российской империи».

Первым светским учебным заведением с русским языком обучения явилось Дербентское уездное училище, основанное в 1837 году и предназначенное «для детей русских чиновников и офицеров, служащих в области». Оно имело целью распростра¬нение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии».

Как явствуют исторические данные, первые опыты созда¬ния для горцев (а не для русских) светских школ натолкнулись на крайне враждебное отношение к ним со стороны мусульман¬ского духовенства и многих горцев. В конце 1840-х - начале 1850-х годов был найден способ удовлетворения мусульман и родителей горских ребят, желавших обучать детей на русском языке. Первым учебным заведением, взявшимся дать знания учащимся как в области арабского, так и русского языков, яви¬лось Дербентское мусульманское училище (1849г.), переведенное в 1855 году в Темир-Хан-Шуру. С середины 50-х годов этот процесс стал набирать темпы: в 1856 году открыли в Нижнем Дженгутае школу для детей всадников Дагестанского конного полка и детей горцев, в 1861 году - в Темир-Хан-Шуре окружную городскую школу, которая с 1874 года была преобразована в прогимназию в составе одного класса для первоначального обучения детей горцев русскому языку.

В этот период появились и первые сельские светские школы. Одной из первых была светская школа в сел. Ахты (ныне Ахтынского района). Начальный опыт обучения горских детей русскому языку был осуществлен в Ахтынской крепости в 1859 году врачом Лебедовым, открывшим небольшую школу, которая просуществовала недолго. В 1861 году в ауле начала свою деятельность светская школа, просуществовавшая долго. В отчете начальника Самурского округа за 1864-1865 г.г. отмечалось, что «согласно желанию жителей 26 сентября 1861 года в Ахтах учреждена народная школа на 44 приходящих ученика для обучения детей туземцев русскому и татарскому (азербайджанскому –Д.А.) языкам. Расходы на содержание школы производились из штрафных денег, собираемых по существующему обычаю в виде пени за преступления и проступки местных жителей». «Потребность знаний, - отмечалось в отчете, - до того сильно развита в туземцах, что они учатся от 8-летнего возраста до 30 и более лет, переходя от одного училища в другое, более известное ученостью преподавателя. Нам нужно воспользоваться этой потребностью, чтобы распространить в крае наш язык и тем ускорить сближение с нами народа».

Военный начальник Южного Дагестана генерал-майор Л. Меликов в своем рапорте губернатору Дагестанской области писал: «26 сентября 1861 года в Ахты учреждена народная школа... Поступившие ученики почти все отличаются прекрасными способностями и от учреждения этого нельзя не ожидать пользы в будущем».

Сама школа первоначально размещалась в небольшой комнате частного владельца, и давала учащимся скудные знания. В ней работал один учитель. Тем не менее, ее организация и работа послужили примером для открытия русских школ в других округах Дагестана. Вторая сельская светская школа бы¬ла открыта в том же году в Кумухе, третья - через 11 лет в с. Лир-Юрт.
Архивные документы, датированные 30 лет спустя, продолжают сообщать о тяге ахтынцев к знаниям. 2 мая 1894 года начальник Самурского округа писал военному губернатору: «Жители сел. Ахты и других больших селений вверенного мне округа сознательно убеждены в необходимости давать образование своим детям, что доказывает большой наплыв желающих поступить в Ахтынское училище, и только незначительный размер его и ограниченные денежные средства заставляют зачислять лишь 45 обучающихся. Несостоятельность же местных жителей не позволяет дать своим детям дальнейшего образования за свой счет». В другом документе остро ставился вопрос «о срочной необходимости преобразования Ахтынского училища в двухклассное, потому что оно переполнено учащимися (60 учеников) и приходится отказывать многим желающим учиться».

Все доклады, отчеты и донесения сделали свое дело. В 1905 году заведующий школой Анатолий Павлович Тимченко сообщил, что в ней обучается уже 116 мальчиков и 8 девочек. Год назад - в 1904 году в эксплуатацию ввели новое здание школы, которая была преобразована в двухклассную. А какие там были преподаватели?! Вот некоторые фамилии учителей: выпускник Эриванской учительской семинарии Джалил Бабаев (1891); учитель-латыш Эрнст Берзниек-Упит (1897-1903), впоследствии народный писатель Латвии, Герой Социалистического Труда; выпускники Белоцерковской гимназии Киевской губернии супруги Василий Кириллович и Мария Петровна Данченко (1904), дочь начальника Самурского округа Ксения Борисовна Брусилова (1905), выпускник Закавказской учительской семинарии, известный просвещенец Абдулкадыр Алкадарский, русские учителя Калдиев, Канарев, Денисов, Робак, Патыранская, Крутова, Симонов и другие. А какие были выпускники?! Достаточно сказать о двух ахтынских братьях, чтобы иметь представление о других питомцах. Старший брат Пир-Али Эмиров с отличием окончил Петровскую (г. Москва) сельскохозяйственную академию в 1892 году и первым из дагестанцев стал кандидатом сельскохозяйственных наук, а затем несколько лет был начальником Темирханшуринского округа, генерал-майором, кавалером многих царских орденов. Второй брат Видади окончил С.-Петербургский институт инженеров путей сообщения, заведовал технической частью строительства канала им. Октябрьской революции в Дагестане (1921-23), получил за это орден Трудового Красного знамени. Затем был репрессирован.

К концу века в Дагестане было 26 русских учебных заведений с 1896 учащимися, из которых 43 5 девочек. В этот состав входила открытая 14 сентября 1874 года Темирханшуринская прогимназия (начальная школа - Д.А.) в составе приготовительного и первого классов. Она являлась самой крупной по составу учащихся (200 чел.) школой. С 1880/81 учебного года преобразована в реальное училище, которое до 1897 года была единственным средним учебным заведением в Дагестане. Чтобы поступить в высшие учебные заведения в Москве, С-Петербурге или в других городах России, горцам необходимо было окончить Ставропольскую мужскую гимназию, которая сыграла огромную роль в формировании дагестанской светской интеллигенции. Она была открыта 18 октября 1837 года, как Кавказская областная. Первые горцы-гимназисты появились в Ставрополе в 1849 году, размещались они в пансионате при гимназии, а уже в 1854 году из 94 воспитанников пансиона 38-40,4 процентов составляли горцы Северного Кавказа.

«На вакантные места за счет государства (казеннокоштные), - пишет Э. М.-Г. Зульпукарова, - принимались дети горцев по рекомендации местных властей с обязательным утверждением начальника области. Знание русского языка было обязательным. Успешно окончившие горские школы зачислялись без экзаменов, остальные сдавали вступительные экзамены».

В 1871 году был введен новый порядок распределения казеннокоштных горских вакансий: от горцев Кубанской области - 15, от Терской - 21, от Дагестанской области - 35, Сухумского отдела - 10, Закатальского округа - 4, всего - 85 мест. В 1883 году из народностей Дагестана учились 4 аварца, пять кумыков, пять лезгин, два ногайца. Нередко установленные нормы приема значительно превышались. Например, в 1890 году от Дагестанской области обучалось 43 горца. Ставропольская гимназия у северокавказцев пользовалась особым уважением, даже с открытием Екатеринодарской, Владикавказской и других гимназий на Северном Кавказе. Ставропольская гимназия оставалась главным учебным заведением для горских народов. К концу XIX века наметилась и некоторая «демократизация» состава горцев-гимназистов. Если вначале обучались только дети знати, то в 1885 году из 11 горцев Дагестанской области 8 были «из поселян», т.е. из небогатых людей. Что же касается успеваемости, то она в 1896 году среди русских гимназистов равнялась 80 процентам, горцев - 82 процента, а в 1899 году - соответственно 75 и 80 процентов.

Группа гимназистов из Дагестана обучалась в виде опыта по азбуке-кириллице, созданной П.К Усларом для горцев Дагестана. Учитель словесности Николай Лопатинский рапортовал директору гимназии о весьма успешных работах, представленных дагестанцами Шахмарданом (Самурский округ, с. Ахты), Эмировым и Эфендиевым (с. Ахты), Гасановым (с. Касумкент), аварцами Галаджиевым (с. Белоканы Закатальского округа), Магомадом (с. Телетль), Далгатом (с. Урахи), Габиевым (с. Кумух). Кроме Магомада и Хантыгова, которые «отвечали только удовлетворительно, все остальные обнаружили полное знакомство как с азбукой, так и с произношением звуков, свойственному каждому народу». Как свидетельствуют исторические источники, гимназию окончили Гайдар Бамматов (1871), Нажмудин Бамматов (1880), Юсуф-Бек Дагиров (1880), Ибрагимов (1883), Исалов (1876), Кадиев Магомед (1874), Агаев Керим (1880), Эмиров Пир-Али (1885), Халилов Толхат (1869), Халилов Микаил (1886) и другие. В 1899 году в Ставропольской гимназии училось 29 дагестанцев, в том числе Д. Коркмасов, М.-М. Хизроев, А.-М. Зульпукаров, Темирбулат Бийбулатов, позже ставший основоположником дагестанского театрального искусства. После окончания Ставропольской гимназии в вузы России поступили: Махач Дахадаев - Петербургский институт инженеров путей сообщения, Джелал-Эд-Дин Коркмасов - на естественный факультет Московского университета (позже в Сорбоннский университет Парижа), A.M. Зульпукаров - в Харьковский технологический институт. В Петербурге продолжали свое образование Сайд Габиев и Магомед-Мирза Хизроев. Бейбала Султанов из Ахтов стал студентом медицинского факультета Московского университета. Таких примеров можно привести немало.

После присоединения Дагестана к России и особенно во второй половине ХIХ века правительство России предприняло
немалые шаги в организации и развитии научных исследований силами русских ученых, ознакомлении российских граждан с культурой, бытом, нравами, историей Страны гор. Было предпринято несколько экспедиций, проведших ценные исследования в ряде областей науки: зоологии, ботаники, географии, геологии, истории, этнографии, языкознания. После окончания Кавказской войны научно-изыскательские работы стали интенсивными и приобрели широкие масштабы. Огромный вклад в научное изучение Дагестана внесли такие известные российские ученые, как ИХ. Гмелин (ботаника, география), П,С. Паллас (зоология, этнография), В. Л Бутков (история), В.Г. Абих (геология), М.М. Ковалевский (право, история), П.K. Услар (языкознание, история), Н.И. Пирогов (медицина), В.В. Докучаев (почвоведение), Д.Н. Анучин (география, археология) и многие другие.

Горцы получили возможность через русский язык и культуру приобщиться к современной отечественной и мировой науке. В числе первых дагестанцев, получивших высшее образование и занимавшихся изучением истории и этнографии народов Дагестана, был Девлет-Мурза Шихалиев из сел.Эндери Темир-Хан-Шуринского округа. Мировую известность обрел своими трудами в области востоковедения уроженец Дербента, крупный ученый, профессор Мирза Мухаммед Али Казем-бек. Он в совершенстве знал турецкий, персидский, арабский, азербайджанский и русский языки, многие годы работал заведующим кафедрой персидской словесности, деканом восточного факультета Казанского и С-Петербургского университетов.

Русские ученые с глубокой симпатией относились к горцам, руководствовались гуманными интересами науки. Их деятельность способствовала приобщению многих дагестанцев к современным научно-исследовательским изысканиям. Именно это приобщение к научному изучению своего края отчетливо прослеживается после окончания Кавказской войны, знаменует начало нового этапа в истории культуры горских народов, является одним из положительных последствий присоединения Дагестана к России. Взять хотя бы Петра Карловича Услара, крупнейшего кавказоведа, автора пяти обширных монографий по аварскому, даргинскому, лакскому, лезгинскому и табасаранскому языкам, созданных им на основе кириллицы в 60-70-е годы XIX века. Как сообщал биограф ученого А.А. Магометов, вместе с грамматиками указанных языков он опубликовал учебники и программы школ, ряд статей, посвященных просвещению горцев: «О распространении грамотности между горцами», «Предложение об устройстве горских школ», «О составлении азбук кавказских языков» и другие. Он поддерживал тесную связь с профессором Харьковского университета, лингвистом В.И. Шерцелем, академиком А. Шифнером, учеными А. Дирром, А. Берже, Л. Загурским. Под его благотворным влиянием оказались его верные информаторы: Казанфер Зульпукаров (Кюринский), мулла Абдул-Селим, Айдемир Чиркеевский, Абдулла Омаров, Далгат Хюркелинский (один из первых урахинцев, получивший образование в Московском и Берлинском университетах). Они участвовали в составлении грамматик, букварей, хрестоматий, словарей, в переводе статей с русского языка. Они же были первыми учителями в школах с обучением на родном языке на основе усларовского алфавита. Впоследствии некоторые из них, став видными учеными, этнографами, историками, просветителями, внесли большой вклад в дело изучения и распространения в Дагестане русской культуры.

Имея в виду родные языки дагестанских народностей, П.К. Услар сказал: «Мнение о крайней бедности этих языков совершенно ошибочно и проповедуется людьми, которые не имеют о них никакого понятия. Эти языки, наоборот, неимоверно богаты грамматическими формами, которые доставляют возможность выражать самые тонкие оттенки мысли».

Грамматики пяти дагестанских языков, созданные в 60-70-х годах XIX века на основе русского алфавита, хотя и явились важным шагом в развитии просвещения Дагестана, вскоре были оставлены без какого-либо внимания. Но чтобы вернуться к кириллице, Дагестану пришлось пройти сначала периоды арабской и латинской письменностей, и лишь в 1938 году был осуществлен переход к русскому алфавиту (кириллице).

Постепенное внедрение русского языка в повседневную жизнь горцев обогащало местные языки новыми словами и терминами, связанными с появлением новых учреждений, предметов домашнего обихода, новой техники (например, почта, телеграф, телефон, конверт, стол, чайник, самовар и т.д.).
 

Комментарии (2)
, 28.10.2013 в 21:29

класс очень хороший сайт

, 21.02.2019 в 17:35

Очень полезная информация. Спасибо автору за статью

Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью