Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Реклама
южная завезда
Главная Общество Возродить чувство патриотизма

Возродить чувство патриотизма

23 января 2014 года

«Воспитание – это вечная, общая категория, и в ней патриотизм присутствует как идеальный стержень, сердцевина и духовно-нравственный феномен»

Чувство любви к Родине – это высшая человеческая ценность. Патриотизм в личности – как зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает, и поэтому человеческая сущность гражданина представляется – в патриотизме. Все самое родное, самое дорогое для человека связано с Родиной. Колыбельная песня, напетая матерью на родном языке, - это также заряд патриотизма. Патриотизм – это не только любовь граждан к своей родине, готовность служить ей и защищать ее. Это и отношение к государственному и общественному строю, общественным отношениям, природным богатствам и территории, народам страны, их культурам, традициям, соотечественникам. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, уважении к историческому прошлому и настоящему, бережном отношении к традициям и культуре. Формирование патриотических чувств на уроках истории – это процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях народа, героической борьбе, подвигах, талантах и т.д.

В России с древнейших времен патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить наши былины, песни, сказания. В «Повести временных лет», например, имеется описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, ляжем костьми тут».

До сих пор благодаря энтузиазму и патриотизму народов России удавалось выходить из весьма тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Сегодня, как никогда, следовало бы стимулировать подъем этих высоких чувств и настроений. Особую роль в формировании национального самосознания, чувства патриотизма и гражданской ответственности должно играть изучение отечественной истории.

Знание истории – важнейший источник формирования политической культуры человека, оно помогает определить жизненную, общественную позицию. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего в сферах политики, экономики, идеологии, культуры, демографии. Прошлое устремляется в будущее. Прошлое, настоящее и будущее – единый процесс. Не повторяя известных рекомендаций, покажу это на примере отдельных тем и уроков по курсу истории Отечества. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» я подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф.Глинки: «Наступает время Минина и Пожарского! Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя угрозу военную».

Показывая мужество русских армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаю в свой рассказ слова генерала П.Н.Раевского, который с двумя своими юными сыновьями, став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь».

Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг. Большое впечатление у учащихся оставляет знакомство с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, все преходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна». Учащиеся подводятся к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск.

Адъютант Наполеона Ф.Сегюр писал: «…потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг оплакивали смерть. Сорок три генерала были убиты. В какой траур должен был одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!».

Рассказ на этом уроке будет неполным, если его не связать с героями Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет – осенью грозного сорок первого года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, армии Багратиона и батареи Раевского. В свой рассказ я включаю оценку подвигов капитана Александра Фигнера – замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, а после пожертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.

Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, которая была названа Отечественной, в которой величие духа и патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.

Наши уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств.

Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. Ощущения радости и надежды, сложившиеся в личной жизни школьника, должны быть разбужены и спаяны с определенными зрительными и умственными образами, определенными идеями, которые раскрывает учитель на уроках истории.

Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса: эмоциональность самого учителя – переживаний им самим тех идей, которые он передает учащимся; образность раскрытия идей: использование различных средств и т.д. Соединение эмоционального и рационального в обучении – закон дидактики: личностным мировоззрением становится лишь то, что глубоко осмыслено и прочувствовано. Этот закон дидактики одновременно становится и законом воспитания.

Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Патриотическое воспитание историей не означает самовосхваление, снисходительное отношение к собственным грехам и нетерпимость к чужим.

Перемены, произошедшие в России, побуждают переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни, роль в формировании у молодых людей готовности к выполнению долга – служить Отечеству, в том числе и в условиях воинской деятельности.

Сегодня главное состоит в том, чтобы возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе.

Гусейн Магомедов,

учитель истории МКОУ

«Цунтинский район», сел.Мокок

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью