Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Реклама
южная завезда
Главная Общество Жизнь, прожитая набело

Жизнь, прожитая набело

9 мая 2013 года
Жизнь, прожитая набело

Значительный эпизод в истории Великой Отечественной войны – отправка на фронт в 1943г. комсомольцев-добровольцев из Дагестана.

Тогда отправились на передовую более 3 тысяч добровольцев. Среди этих героев был  и Загиди Османов.

Окончив 4 класса Цущарской начальной школы Кулинского района, Загиди Османов продолжил учебу в Гамияхской школе. В начале 1941 года, будучи учеником 7-го класса, написал заявление о приеме в комсомол. Ему отказали из-за того, что еще не достиг 14 лет. Тогда он обратился к своей родственнице - секретарю Гамияхского сельского Совета, чтобы увеличить свой возраст. После этого он был при¬нят в комсомол.

Вскоре началась Отечественная война. В начале 1942 года призвали в армию отца, и он остался в семье старшим из детей.
Времена были совсем другие, - вспоминал Загиди Абидович. - Я очень мечтал вступить в комсомол перед вой¬ной и даже написал заявление, но мне отказали из-за возрас¬та, не было еще 14 лет. А в марте 1943 года и я ушел на войну…

Комсомольцев нашего села вызвали в Кулинский райком комсомола – вспоминал Османов. - Со мной были мои друзья Гасан-Гусейн Курбанов и Абдулвагид Цахаев.

В клубе собралось много молодежи, мы переговарива¬лись, шутили, но в воздухе чувствовалось какое-то напряжение.
И вот к нам обра¬тились руководители района, призвали нас, комсомоль¬цев, написать заяв¬ление с просьбой о добровольной от¬правке на фронт за¬щищать нашу Родину.

Нам раздали бу¬магу, мы написали, что нужно, а уже через три дня явились с вещами в райвоенкомат. Пеш¬ком дошли до Буйнак¬ска, затем поездом прибыли в Махачкалу, а уже оттуда - в город Гори. Это родина Ста¬лина в Грузии.

Как было принято тогда, три месяца нас обучали, потом меня и Гасан-Гусейна от¬правили воевать на 3-й Белорусский фронт…

Попали мы в пе¬хоту. Я много думал впоследствии, что же это за род войск такой, где так легко гибли люди! Пехота на пе¬редовой – лицом к врагу. Допус¬тим, артиллеристы, летчики, даже моряки все-таки воюют в некото¬ром отдалении от врага. А тут...

Вначале мы воевали с винтовками, потом, ближе к кон¬цу войны уже с автоматами.

В декабре 1943 года был такой эпизод. Уже точно не по¬мню, где-то в Витебской облас¬ти пришлось обороняться от фашистов. Вырыли траншеи, отбивали атаки немцев. А холод был сильный, ветер, мороз.

Наш командир неожиданно приказал взять высоту и закре¬питься на ней. Я до сих пор не понимаю, зачем он это сделал. Без артиллерийской подготов¬ки, без разведки он кинул своих людей на верную смерть. Мы не успели пробежать и 100 метров, как немцы открыли ураганный огонь из пулеметов и минометов. Полегли все...

Я был ранен в руку, оскол¬ком задело глаз. Я потерял со¬знание и очнулся только вече¬ром. Вокруг неподвижные тела моих товарищей, крики, стоны.

Заметил вблизи моего друга Гасан-Гусейна, у того была стран¬но вывернута нога, а из горла хле¬стала пульсирующая кровь.
Я струдом поднялся на ноги, снял со своей винтовки штык, выбросил вещмешок, опустился на колени и подполз к своему товарищу. Скинул с него и выб¬росил снаряжение, втащил тело друга на спину и поволок...

С трудом добрался до како¬го-то блиндажа, где было не¬сколько раненых солдат. Нас перевязали, уложили на соло¬му. Утром на санях отвезли в медсанбат. Там мы разлучи¬лись с Гасан-Гусейном. Увиделись только после войны. Ему тогда в госпитале ампутирова¬ли ногу, демобилизовали. Он вернулся на родину, работал в селе Новолакское, в райкоме партии.
В июне 1944 года при на¬ступлении на Витебск Османов снова получил ранение. И снова гос¬питаль. Подлечившись, был на¬правлен воевать в 371-ю стрел¬ковую дивизию 3-го Белорусско¬го фронта. В наступательных боях в Восточной Пруссии его вновь ранило, но это было ка¬сательное пулевое ранение в руку. Наскоро сделав пере¬вязку, от госпиталя Загиди Османов отказался. За активное участие в штур¬ме и взятии Кенигсберга он был удо¬стоен государственной награ¬ды - медали «За отвагу».

Молодой воин-доброволец рассчитывал штурмовать Бер¬лин, но вместо логова фашиз¬ма попал на Дальний Восток. Во второй половине апреля сорок пятого года накануне по¬беды над фашистской Герма¬нией 5-я краснознаменная ар¬мия была переброшена на Дальний Восток. В августе того же года старший сержант Загиди Ос¬манов, будучи команди¬ром отделения, принимал ак¬тивное участие в боях против миллионной Квантунской ар¬мии Японии, расположенной на севере Китая у границ СССР.

Около трех месяцев провел в сопках Уссурийска, - вспоминал он. – В начале ав¬густа нам объявили, что мы идем в наступление. Наш стрелковый бата¬льон преследовал японцев на самоходных установках. Нарва¬лись на вражескую колонну, нам дали приказ уничтожить врага. На каждой самоходной уста¬новке находились 12-15 солдат. Впереди нашей самоходки бежа¬ли 4 японца, внезапно они исчез¬ли. Я соскочил и с автоматом в руках отправился на их поиски.
Вскоре обнаружил сбежав¬ших - они лежали на земле, в руках сжимали винтовки с кин¬жальными штыками.

Я крикнул: «Руки вверх!» Те¬перь-то понимаю, что этого нельзя было делать. Один из японцев выстрелил в меня. Пуля просвистела мимо головы. Мне повезло, что он не попал, хотя между нами расстояние-то было 5-6 метров.

Я подхватил автомат, дал по врагам очередь, и японцы упа¬ли. Не зная, убиты они или нет, достал гранаты РГ-42, снял чех¬лы, так как и себя мог ранить на таком близ¬ком расстоянии, и бросил две гранаты по оче¬реди.

Наши солда¬ты, решив, что гранаты швыря¬ет враг, стали стрелять туда, где находился я. Мне пришлось громко кричать: «Не стреляй¬те!»

Они, к счас¬тью, услышали, подбежали, ста¬ли обнимать меня.

Дивизия, в кото¬рой воевал Загиди Османов, с боями дошла до города Харбин. За проявленное мужество он был награжден Орденом Славы III степени.

В 1947 году Загиди Османов вернулся домой и с удивлением прочитал пролежавший че¬тыре года пожелтевший лист похоронки. В части его посчитали убитым и направили мате¬ри похоронку:

«Уважаемая Зумруд, с при¬скорбием извещаем, что Ваш сын, красноармеец Османов Загиди Абидович, 1926 года рождения, уроженец Дагестан¬ской АССР, из Кулинского района, с.Цущар 25 декабря 1943 года пал смертью храбрых от рук фашистских захватчиков».

Горе матери было безутеш¬ным. К счастью, через полтора месяца она получила письмо от сына. Загиди писал, что ра¬нен, лечение идет хорошо, и скоро он будет здоров. Спустя три месяца он снова пошел на фронт, в 19-ю гвардейскую дивизию.
Закаленный в боях мужественный воин, не¬долго думая, сменил солдатс¬кую шинель на милицейскую и проработал в органах внутрен¬них дел 30 лет. Загиди окончил в 1955г. Ростовскую юридичес¬кую школу, а в 1961 г. - Всесоюз¬ный юридический заочный ин¬ститут.

Уже после ухода Загиди Османова на заслуженный отдых его брат Осман Османов обра¬тился в Витебский областной Совет с просьбой сообщить: значится ли в списке захоро¬ненных его родной брат Заги¬ди Османов. Пришел ответ:
«Со¬общаем, что в числе погибших воинов на территории Вороновского сельского Совета и захороненных в братской моги¬ле в дер. Вороны значится Ос¬манов Загиди Абидович, 1926 года рождения. Останки погиб¬ших из разных населенных пун¬ктов указанного сельского Со¬вета перенесены в общую брат¬скую могилу. Фамилия и иници¬алы вашего брата есть на ме¬мориальной плите.

В.А.Лазарь, зам. председа¬теля исполкома».

На груди Загиди Абидовича сверкали боевые ордена – Отечественной войны I степе¬ни, Славы III степени и много боевых медалей, в том числе «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Прези¬дент Белоруссии А.Лукашенко наградил и прислал Загиди Османову медаль «За освобож¬дение Белоруссии».

Ветеран Загиди Абидович Османов принимал активное участие в общественной рабо¬те. Много лет являлся предсе¬дателем Совета ветеранов Ленинско¬го РОВД Махачкалы, прояв¬ляет постоянную заботу об ин¬валидах Великой Отечествен¬ной войны и ветеранах орга¬нов внутренних дел. Часто выс¬тупал перед молодыми работ¬никами милиции, делился опы¬том своей службы, с уча¬щимися общеобразователь¬ных школ, студентами и кур¬сантами школы милиции.
За участие в ветеранском движении и плодотворную ра¬боту по воспитанию молодежи он занесен в «Книгу почета» МВД РД и награжден многими почетными грамотами.

Мы вернулись из Китая в 1946 году, а в феврале 1947 года я был демобилизо¬ван из армии в звании гвардии старшего сержанта. А было мне всего 20 лет!

Я вернулся на родину. Представляете, за 4 года почти забыл родной лакский язык! Окончил 10 классов вечерней школы, затем Ростовскую юри¬дическую школу и Всесоюзный юридический институт.

Работал в органах МВД около 30 лет. Для меня фронт продол¬жился: сражался с преступнос¬тью. Ушел на пенсию в звании подполковника милиции, а в честь 55-летия Победы на основании Указа Президента РФ получил звание «полковник милиции».

За активную работу по героико-патриотическому вос¬питанию личного состава Загиди Абидович имеел благодарность от мини¬стра внутренних дел РФ, гене¬рал-полковника милиции Р.Нургалиева.

Похоронен в братской мо¬гиле в Белоруссии, несколько раз ранен, но он оставался в строю. Правда, часто подводило здоровье, но у него был лич¬ный доктор, верный друг и то¬варищ – Рашидат Магомедовна – жена, которая являлась его надеждой, верой и любовью, помогала вести большую обще¬ственную работу. Ветерана ок¬ружали еще две дочери, три внука и внучка.

 

Комментарии (1)
, 22.06.2013 в 20:21

Я горжусь что имел честь познакомиться с однополчанином моего деда - Загиди Абидовичем Вечная Память Вам Загиди Абидович!

Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью