Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Реклама
южная завезда
Главная Политика Молодая демократия

Молодая демократия

6 декабря 2012 года
Молодая демократия

В Конституции РФ сформулированы важнейшие принципы организации и функционирования гражданского общества, такие как: демократический конституционный строй, признание и защита прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, верховенства права, свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, идеологический и политический плюрализм, независимость СМИ, свободное местное самоуправление и пр. Это те принципы, которые необходимо не только декларировать, намного важнее их практическое воплощение в жизнь.

По мнению известного ученого, директора Института социологии РАН  Михаила Горшкова - для нынешнего поколения россиян важнее всего правовая основа демократического государства и возможности самовыражения в самых разных областях и сферах жизни общества. Практически каждый второй респондент(53%) отметил, что главным слагаемым любой демократической системы, в том числе и отечественной, является равенство граждан перед законом. Любопытно, что именно эта идея, по мнению большинства россиян, наряду с идеей социальной справедливости, должна стать основополагающей в процессе модернизации страны.

Россия - это молодая демократия, многие ее институты находятся в стадии развития и пока далеки от совершенства. Есть проблемы в партийной системе, в четкой и эффективной организации работы государственного аппарата. Недостаточен  уровень политической и правовой культуры в обществе. В этих условиях неизбежна постановка вопроса о необходимости формирования мирового гражданского общества.

По мнению большинства исследователей гражданского общества, важнейшими предпосылками его формирования являются: солидарность, доверие, толерантность, личная безопасность и ответственность граждан.

Согласно репрезентативному опросу населения Российской Федерации, проведенному высшей школой экономики, в массовом сознании граждан преобладает социальная дезинтеграция. Так, около 75% россиян полагают, что в обществе  нет согласия и сплоченности. В российском обществе зафиксирован низкий уровень социального доверия: 53% россиян полагают, что с людьми нужно быть осторожнее. Не чувствуют своей ответственности (в городе, селе, поселке) - 71% жителей России; 53% граждан страны в той или степени не уверены в своей безопасности, а 43% неодобрительно относятся к общественно-активным гражданам. Лишь 7,7% россиян участвуют в общественных делах, 8,8 россиян не обладают ни одним признаком принадлежности к социальной базе гражданского общества.

Дагестан по количеству некоммерческих организаций, отстает от других регионов страны, опережая лишь Чечню и Ингушетию. Из 2342 зарегистрированных НКО реально действующих не так много, а это значит, что в самое ближайшее время необходимо стимулировать дальнейший рост числа общественных организаций.

Потенциал гражданской активности может служить важным фактором эффективных  социальных преобразований. Отправной  точкой для развития гражданского участия является соответствующая ценностная базаналичие в структуре жизненных ценностей тех установок, которые отвечают за формирование мотивации гражданского участия.  Это, прежде всего, активная жизненная позиция, высокий уровень социальной ответственности и неравнодушное отношение к тому, что происходит в обществе - как в стране в целом, так и в ближайшем окружении, готовность к активному взаимодействию, коллективному решению общих дел.

Социально-политический диалог власти и общества

Для государственной власти на каком-то этапе стало очевидным, что без подключения самих граждан к выработке принципиальных решений о форме и содержании общественного устройства, без их легитимирующего доверия и одобрения действий властей решить комплекс возникших на рубеже 21 века социально-экономических и общественно-политических проблем не удаcтся. Поиск путей выхода из системного (институционального, структурного, ценностного) кризиса привел к выводу о необходимости практического развития демократических механизмов взаимодействия государственной власти с гражданским обществом, в том числе в форме институционального социально-политического диалога.

 «Правовой нигилизм, отсутствие элементарной политической культуры мешают взаимодействию органов власти с общественными организациями. «Чтобы завоевать доверие людей, нам надо много работать, любой диалог - дорога с двусторонним движением» -  эти слова главы Дагестана Магомедсалама Магомедова нашли отражение в активизации деятельности общественных движений в налаживании диалога между властью и гражданским обществом.

В этих условиях, по мнению ряда ученых, нужен реальный политический диалог основных политических сил страны с целью достижения консенсуса и выработки эффективной программы модернизации. Нужно обязательно привлечь к модернизации и определению ее конкретной программы широкие народные массы. Необходимо пробудить творческую инициативу  народа и дать ему реальное право решающего голоса при принятии ключевых политических решений.

Говоря о гражданском участии, мы исходим из понимания его как идеи включения управляемых в процесс и механизм управления,  включения граждан в обсуждение и разработку политических и социально-экономических программ и проектов, влияние на принятие решений и контроль за их исполнением, самоуправления на низовом уровне.

По мнению экспертов, в строительстве власти, ответственной перед людьми, ведущую роль должен сыграть контроль. И этим контролем занимаются неправительственные общественные организации. Содействие  некоммерческим организациям - несомненный приоритет демократического государства. Процветающее государство сегодня может существовать только в свободном информационном потоке, неотъемлемая часть которого влиятельные и независимые СМИ.

Главное - изменить отношение власти и народа, преодолеть отчуждение политической власти от народа, реально демократизировать политические институты, реально поставить власть под контроль народа. Как  минимум необходимо, чтобы все существенные законы и ключевые политические решения выносились на всенародные обсуждения и референдум. Как отмечают  специалисты,   очень важно и крайне необходимо предварительно привлекать  к обсуждению  принимаемых Законов Народным Собранием РД как можно больше рядовых людей, экспертов-юристов, по конкретной проблематике.

Cегодня  многие наши соотечественники говорят о коррупции, взяточничестве, куначестве, несправедливости в кадровой политике. Главным критерием в подборе и расстановке кадров должен стать профессионализм. Как отмечают эксперты, именно какая-то недовольная часть нашего общества и пополняет ряды «лесных». Много нареканий вызывает громоздкая система управления.

Наличие  большого количества министерств, ведомств, других структур, эффективность которых вызывает большие сомнения. Ротация кадров требует отдельного разговора. Ясно одно – нельзя, чтобы нерадивые, порой оторванные от рядовых людей чиновники занимали должности в органах исполнительной власти по 15-20 лет и превращали власть в бизнес.

По утверждению независимых экспертов, гражданское общество несостоятельно без достаточно высокого уровня жизни подавляющего большинства его членов. Поэтому многие исследователи, в том числе и известный дагестанский ученый-философ, профессор Мустафа Билалов, особо отмечают три варианта взаимодействия органов власти и гражданских структур - сотрудничество, отсутствие  сотрудничества (игнорирование) и конфронтацию, выделяя при этом конкретные исторические модели: 1.Модель поддержки развития некоммерческих организации (НКО), или «модель садовника» 2.Партнерская модель. 3. Модель архитектора. 4. Патерналистская модель. 5. Модель приводных ремней. 6. Модель игнорирования. 7. Модель борьбы с противником. 8. Модель гражданского неповиновения.

Рабочая группа по разработке концепции  Республиканской целевой программы «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан на 2013-2017 годы» наиболее приемлемой для наших российских условий считает «модель садовника».

Многие независимые эксперты придерживаются этой научно-обоснованной позиции и считают, что принятие этой  республиканской целевой программы года  продиктовано, прежде всего, необходимостью реализации государственной политики развития в регионе гражданского общества со специфическими базовыми ценностями, учитывающими национальные и религиозные традиции дагестанских народов в системе глобализационных тенденций. И задача ученых и политиков на этом этапе  развития - формировать соответствующую систему ценностей, оптимальную ее  иерархию.

Гражданское  общество в национальных границах демократических государств изначально выступало и выступает сегодня, с одной стороны, как главный  ограничитель своеволия и произвола со стороны государства - главной управляющей подструктуры общества, а с другой - как главный независимый от государства носитель легитимной идеи национальной государственности.

Процессы демократизации и становления гражданского общества идут в стране одновременно. На успех этих взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов мы можем рассчитывать только при обязательной совместной работе государственных и негосударственных структур. А для этого нужен неформальный и непрерывный диалог между ними.

Ильман Алипулатов,
политолог, руководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан», сопредседатель дагестанского отделения МедиаСоюза РФ.

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью