Кавказские взрывы – казанские раскаты
Несмотря на то, что сфера интересов лидеров северокавказского бандподполья, вроде бы, должна быть ограничена рамками существующего в их больном воображении государства «Имарат Кавказ» (т.е. южная часть страны от Черного до Каспийского морей), не раз приходилось слышать о том, что они не прочь присоединить к несуществующей державе еще и другие российские земли, где проживают мусульмане. Речь о Татарстане и Башкирии, которые имаратчики условно объединили под общим названием «Идель Урал».
Помимо Северного Кавказа последователи учения Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба идеологически пытаются обрабатывать и эти регионы. И, как выясняется, не так безуспешно. Свидетельством тому - события недавнего прошлого и настоящего. Так, 25 ноября 2010 года в нефтяном Нурлатском районе Татарстана были нейтрализованы несколько боевиков, которые попытались создать военное подполье в лесу. В январе 2012 года под Казанью, в одной из деревень, появилась лаборатория по производству взрывчатки. Узнали о ее существовании только потому, что случайно во время изготовления сдетонировала бомба.
Ну и самые громкие преступления были совершены 19 июля в Казани, когда в разряд потерпевших попали священнослужители. В первом случае киллер в подъезде дома из пистолета расстрелял начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллу Якупова; во втором – была взорвана машина муфтия республики Илдуса Файзова. Последний выжил чудом и попал в больницу с травмами средней тяжести.
Следственные органы наверняка вскоре назовут имена тех, кто стоял за этими громкими преступлениями. Пока же можно озвучить одну из доминирующих версий.
Какими бы ни были проблемы и противоречия внутри той или иной группы религиозных деятелей, они, как правило, разрешаются путем переговоров, диалога. Никто при этом не направляет в сторону своего оппонента оружие. И, как показывает опыт, кровь начинает литься лишь тогда, когда на сцене появляются приверженцы ваххабизма. Они не склонны к дискуссиям и компромиссам. Куда более эффективный выход из сложившейся ситуации носители радикальных идей видят в физическом устранении тех, кто не разделяет их мировоззрение. И первыми мишенями для носителей агрессивной религиозной доктрины становятся представители традиционного ислама.
Список убитых за последние годы на Северном Кавказе священнослужителей достаточно велик. Вспомним лишь некоторые факты и пройдем по кровавым следам экстремистов.
В сентябре 2009 года в Карачаево-Черкесии убит Исмаил Бастанов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края. В декабре 2010 года жертвой религиозных фанатиков стал муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев.
В ноябре 2010-го в Хасавюрте убит имам Басир Салахгереев, в апреле 2011-го в Кизлярском районе Дагестана - имам Магомед Сайпулаев. В июле того же года в Махачкале в упор расстреляны ректор Института теологии и международных отношений, непримиримый противник ваххабизма Максуд Садиков и его племянник Залимхан Мусаев. 27 октября 2011-го во дворе собственного дома в селе Хурик Табасаранского района был убит один из уважаемых в Дагестане людей - шейх Сиражутдин Хурикский, человек, который имел несколько сотен мюридов, внимавших каждому его слову.
В феврале 2012-го от рук ваххабитов пал заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов. Теперь же эта кровавая волна докатилась до средней полосы России, до Татарстана.
Дело в том, что Илдус Файзов, как и все перечисленные ранее религиозные деятели, абсолютно бескомпромиссно боролся с салафитами, которые захватывали все большее количество постов в исламском обществе. Таким же их непримиримым противником был и Валиулла Якупов, написавший среди прочих трудов книгу, в которой вывел одно интересное наблюдение: у ваххабизма нет опыта мирного сосуществования с другими религиями, включая традиционный ислам.
Между тем сектантское учение, распространяющееся, как споры сибирской язвы, поражает все новые и новые умы и в результате губит все больше и больше людей, сначала духовно, а потом и физически.
И в Татарстане первые же задержания подозреваемых в покушении на жизнь муфтия республики и в убийстве мусульманского богослова показали, что к казанским терактам причастны не какие-нибудь боевики из Чечни или Дагестана, а представители местной общины, также исповедующей «чистый ислам». Получается, что ваххабизм уже вышел за пределы Северного Кавказа и просочился в другие регионы России, и бороться с ним нужно с удвоенной силой.
Но какая же, спрашивается, связь между матерым северокавказским бандподпольем и тайными религиозными ячейками, сформированными в центральной России? Ответ: прямая.
Процессы, связанные с появлением чужого религиозного учения на Северном Кавказе, зеркально схожи с его сеянием и произрастанием на волжских берегах.
Наличие в Татарстане салафитов объясняется нехваткой проповедников в 90-е годы прошлого века; именно тогда имамы начали приезжать из Саудовской Аравии, а международные фонды спонсировали строительство мечетей, поддерживали определенный толк ислама среди молодежи.
Сегодня же можно наблюдать миграцию, когда жители Северного Кавказа – некие законспирированные эмиссары ваххабитов – переезжают в Поволжье, где пропагандируют свои взгляды. Более того, есть тенденция, когда представители татарской молодежи совершают тайные поездки на Кавказ для ознакомления с местным бандподпольем. Здесь ими проводится определенное время, после чего участники «лагерных сборов» возвращаются на родину уже определенно настроенными на «джихад».
Таких, конечно, меньшинство. Но, несмотря на это, в почти 4-х миллионном Татарстане, жители которого в основном исповедуют традиционный умеренный ислам – ханафитский мазхаб, на сегодняшний день насчитывается около 3 тысяч представителей салафитского сообщества. Нельзя сказать, что это сплошь потенциальные боевики, готовые в любую минуту взяться за оружие, чтобы нести в мир свою веру. Среди них есть действительно радикалы. Есть и те, кто просто сочувствует им, готов поддерживать морально и материально.
Но, как мы видим, даже такая малость – вроде 3-х тысяч человек – способна создать большие проблемы обществу в несколько миллионов. И главная их проблемность в их непредсказуемости. Ведь основной идеей ваххабитского учения является перекраивание мира по желаемому им образу и подобию. Не важно, какими способами и средствами это будет реализовываться. А методы чаще всего деструктивные.
Как довершение в череде доказательств того, что ситуация в Поволжье достаточно непростая, видеоролик, размещенный в Интернете 19 июля, в тот самый день, когда в Казани была взорвана машина муфтия республики и убит руководитель учебного отдела ДУМ. Видео продолжительностью чуть больше минуты снято в лесу, где группа людей стоит на фоне черного флага с арабской вязью. Шесть человек, одетые в однотипную одежду и в масках, позируют с оружием – шестью пистолетами и двумя автоматами – перед видеокамерой. Седьмой же – без маски – представляется военным «амиром» Татарстана Мухаммадом и на русском языке присягает на верность и признает своим вождем небезызвестного лидера кавказских экстремистов Доку Умарова.
Но вряд ли после этого заявления кучка отщепенцев из Поволжья повторит опыт своих южных собратьев и подастся безвозвратно в леса. Ведь в Татарстане труднодоступных мест, какие, например, есть в Чечне, Ингушетии или Дагестане, не так много. Поддержки у местного населения почти никакой, да и зимы в средней полосе России более суровые в сравнении с теми, что бывают в предгорьях Кавказа.
Поэтому, скорее всего, «моджахеды» из Татарстана до того, как попасть в руки правоохранителей, еще успеют совершить несколько уголовных преступлений, грезя о мифической свободе и торжестве Всемирного исламского халифата, а также засоряя Интернет своими воззваниями.
Как это знакомо и предсказуемо! Лозунги – из высоких слов, цели – в отдаленном будущем, способы и методы – всегда с позиции силы.
Конкистадоры освобождали Америку от язычников, крестоносцы рвались освобождать гроб Господень, советы освобождали все человечество от капитализма, фашизм – планету от неустойчивых рас. Теперь вот ваххабиты взялись освобождать мир от неверных.
К сожалению, ваххабитские общины (или, как они себя именуют, джамааты) существуют несколько обособленно в информационном плане. То есть не приемлют ничего извне, не прислушиваются к пульсу событий. А между тем 25-26 мая в Москве впервые в истории России прошла Международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма». В форуме приняли участие главы всех централизованных и региональных Духовных управлений мусульман, видные мусульманские ученые, исламоведы и политологи, а также крупные духовные лидеры Ливана, Марокко, Йемена, Бахрейна, Туниса, Судана, Иордании, Чада, Узбекистана, Индонезии, Турции, Ирака, Малайзии, Ирана и других стран.
Принятие итогового документа конференции состоялось 27 мая в Грозном. Им стала коллективная фетва – богословское заключение, осуждающее радикализм и экстремизм, а также порицающее использование в корыстных политических целях таких терминов, как «джихад», «такфир» (обвинение в неверии) и «халифат». В основу принятия этой фетвы положен исламский правовой принцип «иджма», то есть единодушное согласие с ней большинства ученых исламского мира.
Если бы приверженцы салафизма прислушались к мусульманскому сообществу, частью которого они волей-неволей являются, то они бы поняли, в какой духовный тупик зашли. Эта малая группа (в данном случае отщепенцев), возомнившая себя единоличной обладательницей истины, таковой на самом деле быть не может хотя бы потому, что является лишь малой частью мирового исламского сообщества, о котором в Коране сказано так: «Среди Наших творений есть община, которая истин¬но указывает путь и устанавливает справедливость» (сура «Ограды», аят 181).
Вообще же такое явление, как сектантство, свойственно практически всем мировым религиям, будь то христианство, ислам, иудаизм и т.д. На определенном этапе их развития от основного вероучения отслаивалось нечто модернистское, навеянное временем и общественно-политической обстановкой в том или ином государстве. Но с течением времени революционный настрой масс проходил, наступало отрезвление, и свежеиспеченная религиозная доктрина все больше чахла, в конце концов сводясь на нет. Соответственно, претендовать на истину такое учение, как ваххабизм, не имеет права. Тем более, что его прошлое и современность сплошь связаны с насилием, хаосом и кровопролитием. В связи с этим вспоминается меткий афоризм французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Истина – это то, что упрощает мир, а не то, что создает хаос, это язык, выделяющий из многообразия общее».
Висхан Халидов
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп