Республиканская еженедельная газета 24 мая 2014 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Реклама
южная завезда
Главная Южная звезда Контуры палестинизации северокавказского конфликта

Контуры палестинизации северокавказского конфликта

17 января 2013 года

На совещании руководителей спецслужб и правоохранительных органов иностранных государств-партнёров, которое состоялось в октябре 2012 года в Москве при участии 100 делегаций из 66 стран, была озвучена любопытная информация. Директор ФСБ России Александр Бортников в своём докладе заявил, что северокавказские бандформирования, дабы с большей пользой использовать своих бойцов в противостоянии с правоохранительными структурами, часть из них посылают на так называемую стажировку за рубеж. Там, на территории «горячих точек» и тренировочных лагерей в Сирии, Афганистане и Пакистане, кавказские парни проходят боевую обкатку в условиях, приближенных к экстремальным. Там, в зонах локальных конфликтов, российские подданные, примкнувшие к интернациональной террористической группировке «Аль-Каида», с одной стороны, помогают братьям по убеждениям воплощать в жизнь идею о создании Всемирного исламского халифата, с другой – приобретают военно-диверсионные навыки, чтобы применить их после окончания стажировки у себя на родине, будучи уже в составе союзной «Аль-Каида» организации «Имарат Кавказ».

Правда, с зарубежных курсов по повышению «моджахедской» квалификации возвращаются не все командируемые. Некоторые остаются на далёких полях сражений навсегда. Как, например, погибший в августе 2012 года в Сирии выходец из Чечни 24-летний Рустам Гелаев – сын некогда известного ичкерийского полевого командира Руслана (Хамзата) Гелаева.
Связь исламистского сообщества, действующего под маркой «Кавказский эмират», с международной террористической сетью уже не требует доказательств. Это аксиома.

Есть и ещё одно утверждение, только в форме теоремы, о том, что различные террористические организации, подобно сообщающимся сосудам, обмениваются информацией и опытом по борьбе с противостоящими им силами. И рассматривая в этом ключе российский Северный Кавказ, часто приходится слышать о зеркальном сходстве его с другой болевой точкой планеты – Палестиной, точнее говоря, с сектором Газа.

Понятно, что отождествление этих конфликтов условное, так как Израиль и Газа – это всё-таки две автономные территории, разделённые многометровой бетонной стеной, а Северо-Кавказский федеральный округ – составная часть Российской Федерации. Но суть проблемы одна – наличие в регионах радикальной религиозной доктрины, предусматривающей уничтожение на определённой территории одного социума и миропорядка и воцарение других, победивших.
Для того чтобы расшифровать суть палестинизации северокавказского конфликта, рассмотрим далёкий средиземноморский анклав под интересующим нас углом зрения.

Итак, в результате переворота, произведённого в июле 2007 года, государственные учреждения Палестинской национальной автономии и её силы безопасности, а затем и весь сектор Газа перешли под контроль организации «ХАМАС» (Исламское движение сопротивления), признанной рядом стран террористической. С того времени Палестина раскололась на два враждебных образования: сектор Газа под управлением «ХАМАС» и Западный берег реки Иордан под протекторатом «ФАТХ» (Движение за национальное освобождение Палестины).

И если вторые худо-бедно пытаются выстраивать взаимоотношения с Израилем в мирном русле, то первые – открыто стремятся к войне. И это не удивительно, ведь программа «ХАМАС» предполагает уничтожение государства Израиль и его замену на мусульманскую теократию.

Это и есть первая точка соприкосновения террористов со Средиземноморья и с Северного Кавказа: группировка «Имарат Кавказ» тоже хочет уничтожения всего многоконфессионального Юга России и создания на его территории эмирата с шариатской формой правления.

Из совпадающих целей вытекают и тождественные средства их достижения. «ХАМАС» провозгласил освободительный джихад, определил категорию неверных в лице израильтян и по мере сил наносит по ним удары – то в виде неуправляемых самодельных ракет «Кассам», то в виде террористов-смертников. Причём при определении жертв этой агрессии присутствует принцип случайности, который оправдывается «хамасовцами» достаточно просто: невинных евреев нет.
В общем-то, те же принципы действуют в среде бандподполья на Северном Кавказе. Шовинизм по отношению к русским, как, впрочем, и к представителям некоренных народов Кавказа, здесь цветёт пышным цветом. И это органично ложится в канву так называемого «джихада»: кяфира (то есть лицо, исповедующее другую веру), по мнению «имаратчиков», без ущерба для религиозных чувств можно и ограбить, и изгнать из дома, и убить. Это, мол, разрешено в Коране.

В Газе, которую крышует «ХАМАС», включиться в малый бизнес и завести собственное дело можно лишь при условии, что ежемесячно ты будешь платить отступные правящему террористическому клану. В случае отказа предпринимателя убивают.
На Северном Кавказе «лесные» ещё, слава Аллаху, не добрались до руля власти. Но картина здесь не менее удручающая, чем в Палестине. Практически каждый месяц мы слышим об убийстве то в Кабардино-Балкарии, то в Ингушетии, то в Дагестане очередного предпринимателя. А уж процедура рассылки «флешек» бизнесменам давно уже стала притчей во языцех. И это криминальное давление на бизнес не то что не даёт ему развиваться, оно убивает его на корню.

Вот типичный частный пример, когда в Дагестане владельцу мебельных цехов пришлось свернуть своё дело, благодаря вмешательству «джихадистов». Имам Мамедов рассказал свою историю: «Когда мне пришла флешка от «дербентской группировки», я вначале обратился в полицию. Через неделю взорвали цех. Заявление я забрал, а взрыв мы списали на утечку газа. Требовали у меня два миллиона. Я сказал, чтобы разделили сумму на месяцы. У меня трое детей, рисковать ими я не решился. За деньгами в первый раз пришёл молодой парень. Но до этого, как я понял, неделю за мной следили. Я отдал ему деньги, а потом быстро продал свой бизнес и уехал с семьей в Азербайджан».

И такие случаи, к сожалению, не единичны.

Но, пожалуй, знаковое сходство палестинской Газы и российского Кавказ состоит в том, что боевики с обеих сторон активно пытаются втянуть в региональный конфликт наибольшее число гражданского населения. И вовсе неважно, в какой форме будет это вовлечение.

Вербовка в свои ряды новобранцев из числа малообеспеченных и необразованных сограждан и использование их в качестве пушечного мяса - это хотя и актуальная, но достаточно старая информация. Но вот другие методы, посредством которых у населения провоцируется ненависть к противоборствующей стороне и – плюс – о ней же создаётся негативное мнение в мировых средствах массовой информации, новы.

К примеру, в Газе «моджахеды» частенько используют для пуска своих ракет в сторону Израиля крыши больниц, школ, жилых домов и т.д. Они знают, что за этой ракетной атакой обязательно последует ответный удар, и будет он нанесён в то самое место, откуда стартовал смертоносный заряд. При таком раскладе жертвы среди мирного населения неизбежны. Вот вам и медиа-повод для обвинений в жестокости «кровавой израильской военщины». А дальше под давлением мировой общественности Тель-Авив просто обязан сесть с «ХАМАС» за стол переговоров, дабы пойти на какие-то уступки.
Этой же политики стали придерживаться и подручные Доку Умарова. Они также пытаются втянуть жителей кавказского меридиана в противостояние с законными властями, в первую очередь, местного уровня.

Здесь действуют уже не с помощью неуправляемых ракет, а посредством сочувствующих исламистам групп селян и горожан, а также общественных организаций с ярко выраженными наклонностями оппозиции власти. Цель у таких совместных мероприятий проста: посеять смуту и спровоцировать столкновения как минимум с полицией. И сверхзадачей для подстрекателей толпы в таких мероприятиях является кровопролитие (желательно, чтобы пострадало гражданское население). Тогда у теневых трибунов «Кавказского эмирата», спровоцировавших беспорядки, как и у их собратьев из Газы, пустивших неуправляемый заряд в сторону израильтян и получивших в ответ удар из высокоточного оружия, появляется повод кричать в интернете о кровавом режиме и неизбежной мести ему.

То есть общая стратегия радикалов, пытающихся расшатать государственные устои, - это максимизация жертв среди собственного народа.

Ярчайшим примером содружества «имаратчиков» с гражданским населением является, пожалуй, инцидент, произошедший 16 ноября 2012 года в Унцукульском районе Дагестана. Там около 500 жителей селения Гимры перекрыли движение на Гимринском мосту, тем самым заблокировав дорогу, соединяющую центр республики с девятью горными районами.

Эти действия селян были ответом на задержание правоохранителями в аэропорту Махачкалы троих гимринцев, подозреваемых в причастности к бандформированиям. Сколько водителей и пассажиров по вине этих распоясавшихся колобродников не прибыли вовремя к местам своего назначения – остаётся только догадываться.

Собравшаяся на мосту массовка требовала от полиции немедленного освобождения задержанных односельчан, мотивируя это непонятно откуда взявшейся уверенностью в их невиновности.

Ну а завершилась эта импровизированная акция протеста совсем по-хулигански. Прибывшие на заблокированный мост сотрудники полиции были закиданы камнями. Что и говорить: поведение, достойное представителей цивилизованного общества!

Но посмотрим в корень проблемы. Кто надоумил 500 человек массово подняться и совершить столь хамский поступок по отношению к 500 тысячам жителей тех девяти горных районов республики, которые связаны посредством Гимринского моста с равнинной её частью? Ответ лежит на поверхности. В Гимрах широко и свободно проповедуется салафизм, а значит, салафитская община велика и – как мы убедились – неплохо организована. Это сообщество людей с одной стороны поставляет новобранцев в «лес», с другой – противодействует законной власти на гражданском уровне.

И не секрет, что территориальный анклав этих людей, зовущийся в обиходе джамаатом, представляет собой палестинский сектор Газа в миниатюре. Здесь, как и в некоторых других селениях Кавказа, как будто окунаешься в другую реальность, в другой – отличный от привычного светского – миропорядок. Начинается с внешнего: дорога к селу уставлена табличками с именами Аллаха, а в самом селе женщины ходят закутанные в платки; по всем вопросам взаимоотношений сельчане обращаются не в суд или полицию, а решают дела и споры у дибира (прим. авт. – в Дагестане - имам). Из таких вот сообществ, варящихся в собственном соку при добавлении отнюдь не миролюбивого вероисповедания, и рождаются организации вроде боевого крыла «ХАМАС» и вооружённого подполья «Имарат Кавказ».

Из приведённых примеров видно, что две террористических организации и их окружение, находящиеся в разных странах за тысячи километров друг от друга, похожи необычайно и образом жизни и мышления, и методами борьбы с оппонентами. И, исходя из того, что меры, предпринимаемые Израилем по противодействию вылазкам того же «ХАМАСа» во всём мире признаны эффективными, нам можно было бы перенять отдельный опыт по нейтрализации террористическо-экстремистской угрозы. Но одно существенное различие ближневосточного и северокавказского конфликтов мешает копированию зарубежного опыта: Израиль и Палестина – это фактически два суверенных государства, к тому же разные по этническому составу, в то время как кавказские республики, поражённые вирусом религиозного радикализма, находятся в составе России, и люди, проживающие в них, разные по национальному составу, но на 100% граждане одной страны.
И всё-таки есть один основополагающий момент, который России не просто можно, а нужно перенять. Израильтяне перед угрозой терроризма представляют собой сплочённую нацию. Каждый понимает, что от его личной позиции и даже незначительного вклада зависит общая безопасность и жизнеспособность государства.

И если бы россияне были точно так же сплочены идеей национальной безопасности, взаимопомощи и единодушного противодействия любой деструктивной силе и идеологии, то та же межнациональная криминальная группировка «Кавказский эмират» была бы просто не жизнеспособна, как, впрочем, и какая-либо сектантская идеология, стремящаяся любой ценой взорвать наш и без того хрупкий мир.

Висхан Халидов
 

Комментарии (0)
Подписка!
«Дагестанская жизнь»
Подписной индекс:
73889 - подписка на полугодие - 323 руб 46 коп
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп
Фотогалерея
Доска объявлений
Интервью