Куда качнется кавказский маятник?
Проблема массового исхода русских с Северного Кавказа, точнее говоря, с территории республик так называемого «исламского пояса», с которой столкнулась наша страна ещё в конце прошлого столетия, не потеряла своей актуальности и по сей день. Активные миграционные процессы внутри страны начались ещё в советское время.
По официальным данным, в период с 1979 по 1989 годы численность русского населения Закавказья уменьшилась на 187 тыс. человек, примерно одна пятая исходной численности русских в регионе. Однако действительно переломной ситуация стала после распада СССР.
Наиболее катастрофическим был исход русских с территории бывшей Чечено-Ингушской АССР. Происходило это в период с 1991 по 1999 год в результате беспредела ичкерийских «революционеров» - откровенных бандитов, не знакомых со словом «толерантность». Тогда русские, лишённые тейповой поддержки, покидали Чечню в «эвакуационном режиме».
По официальным данным, собранным в 1995 году Государственной думской комиссией во главе со Станиславом Говорухиным, цифра убитых, замученных и пропавших без вести русских людей в Чечне составила 25 тысяч человек. Ещё около 300 тысяч русского, а также просто не чеченского населения в этот же период были ограблены и изгнаны из республики. И это лишь официальные данные. По неофициальным данным число убитых доходит до 45 тысяч.
Отток русских – уже без всякой войны – происходит и в других республиках. Наиболее полные данные по миграционным процессам на Северном Кавказе относятся к 2002 году, согласно которым в Чечне славян осталось не более 4% от численности всего населения республики, в Ингушетии – чуть более 1%, в Дагестане не более 5%. Примерно 25% в Кабардино-Балкарии, 23% в Северной Осетии и 33% в Карачаево-Черкесии. При этом надо делать поправку на официальный характер данных, которые не учитывают, что численность русского населения в эти годы пополняли только семьи федеральных военнослужащих, а это жители временные. К тому же на территориях северокавказских республик существуют (в Ингушетии и Чечне существовали) некогда густонаселённые казачьи районы. Сегодня от их русской составляющей остались, пожалуй, только названия.
Глубоко ошибается тот, кто считает, что исход русских с Кавказа – это проблема исключительно русских. Нет, это проблема всего Северного Кавказа.
Пример анклавизации Чечни полностью разрушил миф об «общероссийской идентичности» и привёл в действие механизмы образования этнических анклавов, который с окончательным уходом русских из республик Северного Кавказа разведёт в отдельные национально-территориальные образования кабардинцев и балкарцев, черкесов и карачаевцев, кумыков, аварцев и т.д., а также всех сторонников этнократии. И это будет последней стадией перед территориальным расчленением страны.
Эта же мысль звучит в одной из работ доктора философских наук, доцента Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) Э.А.Попова: «Массовый исход русского населения угрожает существованию самой Российской Федерации. Русский народ является государствообразующим народом Российской Федерации, одна из главных скреп, на которых держится российская государственность...»
Образно ситуацию можно представить так: русские на Северном Кавказе – как прожилки зелёного листа. И если они будут перерезаны, то у «листа» появится альтернатива: либо пожелтеть и распасться от внутреннего вооружённого противостояния, либо прорастить новые скрепляющие и питающие прожилки, но уже не с Севера, а с Юга, то есть из Турции и стран Ближнего Востока.
И поэтому формула – мы с Россией, но без русских – на территории северокавказских республик не может обеспечить стабильность в регионе и, как следствие, создать условия для его модернизации. Ведь фактически оказался вымыт пласт наиболее образованного населения, задействованного некогда в различных сферах производства и жизнеобеспечения.
Ясно, что сами по себе эти деструктивные процессы не остановятся. Перед государством и регионами стоит непростая задача выработки грамотной политики, при которой на Кавказ вернутся и русская часть населения и представители других национальностей.
Казалось бы, осознание самой проблемы и её пагубного влияния на будущее республик, входящих в состав СКФО, вот-вот качнёт маятник «великого исхода русских» в обратном направлении. Но не тут-то было. В увеличение «отрицательной» амплитуды включились криминальные факторы. И первейший из них – это давление на оставшихся некоренных жителей со стороны местного бандподполья. Причём осуществляется оно в стиле оголтелого ичкерийского режима; результатом этих действий должно стать либо изгнание с Кавказа персон non-grata (т.е. всех немусульман), либо их физическое уничтожение.
«Моджахеды» ничуть не скрывают своих взглядов на национальный вопрос и во всеуслышание заявляют следующее: «Наша первостепенная задача – освободить наши земли от русских и установить на этой земле закон Аллаха... Мы не воюем с людьми из-за того, что их устаз Кунта-Хаджи или Батал-Хаджи, мы сражаемся только против кафиров и их пособников, несмотря на их положение в обществе и статус».
Некий Мухаммад Каирский, позиционирующий себя вайнахом, 8 мая выложил в Сети обращение, в котором дал мусульманам наставления: как относиться к людям, исповедующим христианство и иудаизм. Рекомендации звучали так: «…правоверные не должны дружить с людьми, которые являются самыми настоящими врагами. Они не преминут навредить мусульманам и даже сделают всё возможное для того, чтобы ввести их в заблуждение, и дружить с ними станет только тот, кто обладает такими же качествами».
Получается, что, по мнению одного из «джихадистких» наставников, дружба представителей разных религий не возможна и даже преступна. В чём же видится этот «криминал»? Месье Каирский охотно разъясняет: «Близкая и тёплая дружба с ними (иноверцами) побуждает человека обратиться в их религию, а незначительные дружеские отношения влекут за собой установление более тёплых связей, в результате чего человек постепенно становится одним из них».
Большего абсурда и придумать нельзя. Какая связь между добрыми взаимоотношениями и вероисповеданием? Согласно предложенной «моджахедами» логике, теперь можно выстраивать следующие умозаключения: если вы любите сыр, значит вы – мышь. И никак иначе!
Но к этому бреду можно было бы особо не прислушиваться, когда б слова не были подкреплены варварскими действиями. Вспомним лишь некоторые из них.
Ночью 17 августа 2009 года в населенном пункте Первомайское Грозненского района Чечни неизвестными были убиты пятеро человек: трое членов семьи Калиниченко - 62-летняя Вероника, её сын Алексей и дочь Антонина, а также их зять Дмитрий Крючков и родственница Мария Свинцова. Из всей семьи Калиниченко выжили только двое малолетних внуков хозяйки дома – Василий и Илья, дети в возрасте до трёх лет.
Ранее в Ингушетии произошла серия убийств членов русскоязычных семей. 7 сентября 2007 года в Назрани была убита главврач станции переливания крови Наталья Мударова, 1949 года рождения. 31 августа в Карабулаке в доме местной учительницы Веры Драганчук были убиты её муж, а также один из сыновей, второй сын скончался по дороге в больницу. 16 июля в станице Орджоникидзевская жертвой неизвестных палачей стала русская учительница Людмила Терехина и двое её детей - 19-летний сын и 24-летняя дочь. А во время их похорон 18 июля на кладбище взорвалась самодельная бомба, в результате чего пострадали 11 человек.
В ходе расследования уголовных дел по этим фактам основной версией была та, что за убийствами русских стояли боевики-ваххабиты, что косвенно подтверждалось интернет-обращениями ряда полевых командиров, заявлявших ещё в 2006 году, что по всему «кавказскому фронту» образованы специальные оперативные группы для проведения «ответных акций и боевых операций», в том числе и против русских, на территории Северного Кавказа, которые «рассматриваются как военные колонисты со всеми вытекающими из этого для них последствиями».
Бандподполье, обосновывая свой беспредел, ссылается на далёких предков эпохи русско-кавказских войн, чей авторитет у народов Кавказа непререкаем. Но при этом в свойственной «имаратчикам» манере происходит передёргивание фактов и вырывание из контекста цитат с изменением смысла.
А между тем, если вспомнить учение почитаемого в Чечне Кунты-Хаджи Кишиева, то главное, что в нём можно увидеть – миролюбие. В то время, как все имамы и шейхи призывали народ Чечни к оружию, к джихаду до полной победы над неверными, Кунта убеждал прекратить бессмысленное сопротивление царским войскам. Он говорил, что ввязываться в битву, исход которой предрешён, равносильно самоубийству, а самоубийство неугодно Всевышнему. Он просил отложить оружие, так как человек, взявший его в руки, уже грешен: он не надеется на милость Бога и не вверяет себя Его рукам.
И ещё – в пику жаждущим ныне построить на юге России «Кавказский эмират» – Кунта-Хаджи полтора века назад говорил: вы всё ждете помощи от единоверцев, от арабов и турков. Я был в арабских странах, был в Турции, я видел – это не царство Бога на земле, там правят такие же деспоты и лицемеры. Арабам и туркам не нужны чеченцы, мы сами должны подумать о себе.
Вспомним и ещё одного легендарного вождя горского сопротивления – имама Шамиля. Окончив военный путь, он жил с семьёй сначала в Калуге, а потом в Киеве, а перед тем как совершить последнее в своей жизни путешествие – в Мекку – имам дал напутствие для своего народа, которое гласит о том, что русские благородны и с ними можно жить мирно, а война пользы не принесёт никому. Это напутствие называется «Записками».
Как жаль, что рыскающее ныне по кавказским лесам племя невежественно и не образованно, иначе бы его представители, прежде чем объявлять всему миру войну, ознакомились с историей если не страны, то хотя бы своего края. Тогда б им не пришло в голову насаждать оружием понятную только им веру и винить во всех своих бедах русских.
Благо, что подавляющее большинство мусульман думают совершенно иначе. Ведь ислам категорически не приемлет деления людей по национальным признакам. Коран поощряет верующих жить в мире со всеми народами, независимо от их вероисповедания и нации. Вспомните аят 13 суры «Комнаты»: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
Коран сообщает верующим, что мусульмане и люди Писания могут заключать браки и налаживать родственные связи, приглашать и принимать приглашения друг друга, что в свою очередь является основой для построения добрых человеческих отношений и мирного сосуществования.
Справедливые и веротерпимые отношения пророка Мухаммада с людьми Писания также являют собой ясные примеры для всех верующих. Так, один из пунктов договора, который пророк заключил с христианами города Наджрана, что находился на юге Аравийского полуострова, звучит следующим образом: «Жизни, имущества, семьи наджранитов и их близких, всё имеющееся у них, их вера, их церкви – всё будет взято под защиту и покровительство Аллаха и Его Посланника».
Мединское соглашение, заключённое пророком Мухаммадом с христианской, иудейской и языческими общинами, является, пожалуй, одним из самых красноречивых примеров справедливости и веротерпимости мусульман.
И тот факт, что сегодня практически во всех крупных городах российского «исламского пояса», в таких как Нальчик, Черкесск, Грозный, Махачкала, построены православные храмы, может расцениваться лишь как знак того, что возврата русских на Кавказе ждут. И дай Бог, чтобы призыв этот был услышан.
Висхан Халидов
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп