Над пропастью во лжи
В майском докладе Генпрокуратуры России о состоянии законности и правопорядка в 2011 году имеется ряд интересных статистических данных, касающихся терроризма и экстремизма. Посредством этих цифр можно сделать определённые выводы, первый из которых таков: информационная атака деструктивных сил на нашу страну извне с течением времени только усиливается.
По оценкам ряда экспертов, в том числе Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, если в 1998 году в Интернете действовало всего около 15 сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм, то к сегодняшнему дню их количество исчисляется тысячами, 150 из них являются русскоязычными.
Однако определить реальный масштаб подобной информации в Сети невозможно. Статистика, озвученная Генпрокуратурой, это, скорее всего, лишь видимая вершина айсберга.
Второй вывод, следующий из доклада, можно сформулировать так: значительную дозу террористическо-экстремистского облучения мы получаем посредством нашей молодёжи, посылаемой для изучения ислама за рубеж. Это утверждение подкрепляется теми фактами, что начинающие богословы для постижения религиозных основ выезжают на учёбу преимущественно в Саудовскую Аравию, Египет, Турцию, Сирию, Иран и Пакистан, где наряду с традиционным исламом зачастую можно встретить и учения деструктивного характера.
По истечении нескольких лет вчерашние ученики возвращаются на родину уже в качестве эмиссаров экстремистских и террористических организаций. Не сказать, что соотношение посылаемых на учёбу студентов и возвращающихся радикалов стопроцентное, но то, что определённая часть их несёт в своих головах агрессивные идеи, бесспорно.
И тот факт, что только из Республики Дагестан на учебу в зарубежные религиозные центры за последнее десятилетие выехало более 1,5 тысячи человек, настораживает.
Достаточно вспомнить, что такие одиозные личности – представители криминальной группировки «Имарат Кавказ» – как Анзор Астемиров (Кабардино-Балкария) и Александр Тихомиров - он же шейх Саид Бурятский (Ингушетия) в своё время прошли курс религиозного обучения за рубежом. Они же потом понесли полученные знания в мир, сея страх и смерть на просторах российского Кавказа.
Получается, что в современной сложившейся ситуации российская молодёжь, обучающаяся исламу за рубежом, попадает в группу риска, которой очень интересуются представители различных исламистских организаций.
Ну а тот из студентов, кто демонстративно отвергает все идеологические поползновения, связанные с насилием и кровопролитием, вызывает у этих сил раздражение и негодование.
В апреле 2012-го в Интернете на одном из террористических сайтов была размещена информация под заголовком «Заявление командования моджахедов Вилаята Дагестан». В нём, в частности, говорилось: «Руководство Вилаята высказывает свою озабоченность в связи с участившимися сигналами от студентов за границей, где некоторые так называемые требующие знаний позволяют себе распространять смуту среди молодых и неокрепших умов насчет моджахедов Вилаята Дагестан и позиций «Имарата Кавказ» в целом, позволяют себе насмехаться над Амиром и моджахедами, которые терпят тяготы и испытания».
И далее: «Руководство Вилаята предупреждает, что ведётся мониторинг по таким сигналам, известны имена смутьянов, и у мухабарата Вилаята есть возможность провести воспитательную работу при необходимости даже за границей».
Как логическая развязка этого обращения – следующее требование: «…не отворачивайте естественную любовь мусульман к моджахедам под прикрытием знаний. Или вам придется бояться нас».
Что ж, салафиты в который раз демонстрируют общественности главный аргумент своей религиозной правоты – грубую силу или угрозу её применения. То есть любой богословский диспут с участием приверженцев «чистого» ислама, как правило, оканчивается, даже толком не начавшись.
С этой же точки зрения «командование» дагестанских «моджахедов» начинает и психологическую обработку молодых мусульман, обучающихся за рубежом. Зачем утруждать себя интеллектуально, зачем завязывать спор, в котором, как известно, рождается истина, если можно просто припугнуть? Хотя стоит заметить, что руки бандформирований не так длинны, как им этого хотелось бы. Они даже в своём «вилаяте» до многого дотянуться не могут; что уж говорить о Турции, Сирии, Египте и т.д. Так что реплики о возможности «провести воспитательную работу» с непокорными – это чистой воды блеф.
Впрочем, не одно это заявление северокавказских «моджахедов» звучит странно. Периодически появляющиеся в Сети обращения того или иного «амира» заставляют усомниться в том, что субъект находится в здравом уме и способен адекватно воспринимать реальность.
Становится очевидным то, что давление на психику не проходит бесследно. Только представьте, как может чувствовать себя человек, знающий, что в любой момент его жизнь может оборваться от пули, осколка снаряда или гранаты? Это сродни длительному ожиданию исполнения приговора в камере смертников. Не редки случаи, когда в подобных условиях сходят с ума.
Таким образом, во все времена люди, посвятившие жизнь достижению какой-либо цели посредством насилия и убийства, в первую очередь ставят под угрозу своё психическое состояние. Об этом убедительно пишет Анна Гейфман в книге «Революционный террор в России, 1894-1917».
«После 1905 года по мере того, как в среде террористов нового типа распространялась чисто уголовная преступность и революционное насилие становилось массовым явлением, всё чаще встречались в ней и случаи психической неуравновешенности. Тот факт, что смерть была постоянной и признанной частью каждодневного существования, оказывал сильное психологическое воздействие, особенно на тех, кто видел её вблизи. Террористы, чья жизнь требовала привычки к кровопролитию и готовности к собственной смерти, находились под чудовищным давлением, которое могли вынести только очень сильные личности. Неудивительно, что у многих убийц и экспроприаторов происходили нервные срывы различной степени тяжести, нередко требующие лечения. Боевики часто демонстрировали повышенную нервозность и даже истеричность при подготовке терактов».
Аналогичные процессы, только сто с лишним лет спустя, наблюдаются среди «лесного» воинства «кавказского пояса» России. В их среде отголоски шизофреничных и параноидальных синдромов слышны периодически, то в одной республике, то в другой.
К примеру, в конце апреля 2012-го Верховный суд Дагестана рассматривал уголовное дело в отношении некого Муссы Байрамукова, обвиняемого в участии в вооружённом мятеже в 1999 году на территории республики.
По версии следствия, в мае 1999 года Байрамуков прибыл в селение Урус-Мартан Чеченской Республики, где на территории учебного центра «Исламская армия освобождения Кавказа» вступил в состав так называемого «Джамаата моджахедов Карачая».
Вторгшееся в Республику Дагестан с территории Чечни бандформирование, в котором участвовал Байрамуков, захватило четыре селения. После подавления мятежа боевик скрылся от правоохранителей на территории Чечни. А с 2003 года он уже проживал в Азербайджане. Однако в ноябре 2011 года Генпрокуратура этой страны удовлетворила ходатайство главного надзорного ведомства России о выдаче бандита на родину.
В ходе следствия по делу в отношении Байрамукова была проведена судебная психиатрическая экспертиза, которая выявила у него хроническое психическое расстройство. Эта болезнь развилась у преступника в период, когда он находился в бегах, то есть несколько лет находился в состоянии постоянного стресса.
В итоге Муссу Байрамукова приговорили к принудительному лечению. И это действительно верное решение, потому как опасному для общества психу, по прежнему считающему «джихад» с оружием делом всей своей жизни, одно место – в лечебном учреждении закрытого типа.
Пример другого умопомешательства «моджахеда» мы находим уже в информационном источнике самих террористов. В сообщении от 24 апреля «имаратчики» повествуют: «…известный арабский доброволец, моджахед амир Абу Халид, который в последнее время исполнял обязанности кадия, попал в плен к русским кафирам... Сообщается, что физическое состояние амира не только ухудшилось, но появились и психические расстройства. Напомним в этой связи, что арабский доброволец амир Абу Халид участвует в джихаде уже 24 года».
Что ж, это ещё одно наглядное подтверждение того, что зафиксировано в любом учебнике по психиатрии: человек, длительное время находящийся в стрессовом состоянии, имеет много шансов приобрести тяжёлое психическое заболевание. И если одни из них поддаются лечению, то последствия для других уже не обратимы.
И тот, кто жаждет последовать по пути очищения веры и мира от скверны, рекламируемого идеологами вооружённого сопротивления, должен осознавать, что эти «хождения за истиной», вполне вероятно, скажутся на его медицинском диагнозе.
Собственно, первые признаки отклонения от нормы у адептов «джихада» наблюдаются уже в первые месяцы обретения ими новой веры.
Как известно, сегодня в ряде северокавказских республик функционируют комиссии по адаптации бывших боевиков, в состав которых входят представители духовенства, адвокатских палат, силовиков и т.д. Основную функцию этих общественных объединений можно сформулировать как возвращение тех заблудших людей, что по своему незнанию или оплошности попали в ряды бандподполья, к нормальной жизни.
Ризван Курбанов, депутат Госдумы РФ от Дагестана, принимающий живейшее участие в работе одной из таких территориальных комиссий, рассказал историю, которая ярко характеризует обратившихся к представителям общественности «пациентов». Звучит она так: «…были у нас два человека, которые приехали совершать джихад из Татарстана. Когда они оказались у нас, мы поняли, что они на самом деле очень смутно разбираются в том, что такое ислам. Тогда мы решили определить их в медресе. Вы бы видели их глаза, когда они в первый раз были на комиссии, и во второй раз, через месяц. Им удалось объяснить, что их идеология сделала бы из них пушечное мясо, а ислам не призывает никого убивать».
Итак, депутат обращает внимание читателей на то, какими первоначально были глаза парнишек, чьи головы были напичканны экстремистскими догматами.
Люди, что однажды столкнулись с проблемой, когда их родственник или близкий человек, подцепивший «джихадистскую» бациллу, теряет живой блеск в глазах и радость жизни, поймут, о чём речь. И сколько было свидетельств того, что вырванные с помощью титанических усилий отцов, матерей, братьев и сестёр из цепких лап «леса», эти едва начавшие бриться «воины», отлучённые от пагубной среды, со временем начинали приходить в себя. И в глазах снова появлялся огонёк, и в речах уже не было прежней неистовой жажды смерти «на пути Аллаха». Им снова хотелось жить, любить, созидать и радоваться каждому дню, подаренному Всевышним. Это ли не главное наглядное свидетельство того, что вероучение, навязываемое «лесом», не может быть от Бога, потому как влечёт не только неурочную физическую гибель, но и духовную – безвременную.
Висхан Халидов
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп