Сделка с совестью
Ежегодно потери, что несёт бандподполье Северного Кавказа в противостоянии с федеральными силами, исчисляются сотнями убитых и обезвреженных боевиков. И хотя эта гидра способна вновь отращивать отсечённые головы, но их качество значительно уступает тому, что были уничтожены.
У всех на слуху имена таких известных лидеров террористов, как Анзор Астемиров (Кабардино-Балкария), Саид Бурятский (Ингушетия), Магомедали Вагабов, Исрапил Валиджанов (Дагестан). Все они были уничтожены в ходе силовых операций в 2010-2011 годах. За каждым из этих головорезов тянулся длинный шлейф различных преступлений, у каждого были руки по локоть в крови. Но, несмотря на то, что мы характеризуем этих людей, как антигероев нашего времени, в харизме им не откажешь. Верой в исключительность своего пути и неистовой ненавистью к существующему миропорядку они были способны заражать ещё не окрепшие умы и увлекать их за собой на скользкую дорожку так называемого «джихада».
Но время этих лесных амиров прошло, каждого из них настигло то возмездие, которое он заслужил. Кто же пришёл на место матёрых волков?
Тех, кто сегодня занял вакантные места рулевых «джихада», можно безошибочно назвать щенками. Некоторым из них едва исполнилось 20 лет, и они – в обычной жизни являвшиеся в основном ущербными серыми личностями – здесь, в лесу, вдруг удостоились высокого титула в иерархии бандитской группировки «Имарат Кавказ» и получили в мнимое владение город, район, а то и целую республику. Как такое возвеличивание не польстит желторотому юнцу?
И не подозревают молодые командиры, что они являются лишь пешками в большой игре, то есть фигурами, которыми невидимые им игроки в любой момент готовы пожертвовать.
Лидеры бандподполья, с одной стороны, внушают своим младшим собратьям по оружию, что они – воины Аллаха, и в случае смерти в бою попадают прямиком в рай, где их ждут 72 гурии; с другой же стороны, свою жизнь лесные вожди не променяют ни на какие мифические коврижки. Когда приходит назначенный час, за неё они цепляются изо всех сил, топя того, кого вчера называли братом, другом и соратником.
Попав в руки правоохранительных органов, вчерашние герои, сравнивавшие себя со львами, на деле оказываются обычными шакалами.
Благодаря показаниям пойманных боевиков, на Кавказе удалось ликвидировать или задержать многих одиозных лидеров бандподполья. В частности, 21 февраля 2011 года Магасский райсуд приговорил к 4 годам заключения и одному году ограничения свободы главаря назрановской бандгруппы Тимура Елхороева. Он был признан виновным в организации незаконного вооружённого формирования и в незаконном приобретении и хранении оружия. При этом было установлено, что возглавляемая Елхороевым бандгруппа подчинялась лично Магасу (Али Тазиеву).
Некоторые читатели зададутся вопросом: почему же столь мягкая мера наказания избрана для боевика, ведь он мог получить куда более значительный срок? Ответ прост: Елхороев успел признать свою вину и «деятельно» раскаяться, поэтому-то его дело рассматривалось в особом порядке. Другими словами, в обмен на смягчение приговора бывший имаратчик сдал своих дружков, точно так же, как недавно сдали его самого.
К слову, Елхороева ранее силовикам выдал другой «моджахед» - Идрис Агиев, который тоже заключил сделку со следствием. Причём, как следовало из показаний последнего, его командир Елхороев обещал расстреливать родственников тех боевиков, которые будут сотрудничать с ФСБ.
Получается, что за предательство рядовых бойцов бандитских группировок не только их самих, но и их родственников ждёт суровое наказание; пленённые же лидеры лесных шаек за такое же паскудство ни перед кем не в ответе.
Таким вот неподотчётным сотоварищам лицом является и бывший глава ингушских маргиналов, матёрый уголовник Али Тазиев по кличке Магас, обезвреженный и взятый под стражу в июне 2010 года. Находясь на свободе и организуя в республике теракты и диверсии, этот бандитский авторитет учил новобранцев жить не по общечеловеческим законам, а по понятиям. Но, оказавшись на тюремных нарах, стал спасать свою шкуру, выдавая органам следствия своих подельников одного за другим.
Именно этим неоценимым сотрудничеством объясняются последние успехи спецслужб в борьбе с северокавказским бандподпольем. И как ни парадоксально звучит, именно благодаря душегубу-Магасу ситуация за последнее время в Ингушетии кардинальным образом улучшилась.
В частности, достоверно известно, что Тазиев посредством предоставленной информации вывел оперативников на товарища по горячим делам Башира Хамхоева, называвшегося одним из лидеров «ингушского джамаата» и осуществлявшего связь своей группы с отечественным террористом №1 Доку Умаровым.
Ещё в конце марта по наводке Магаса была уничтожена крупная лесная база «моджахедов», располагавшаяся в 25 км от селения Верхний Алкун Сунженского района Ингушетии. Тогда в результате авиаудара было уничтожено 17 бандитов, среди них личный врач Умарова и его ближайший сподвижник Супьян Абдуллаев, бегавший с Докой по горам более 10 лет. Сам Умаров избежал смерти по чистой случайности, видимо, немного не дойдя до места бомбёжки.
Исламистские сайты, упоминая спецоперацию близ Верхнего Алкуна, попытались приуменьшить потери и выгородить «амира Магаса», заявив, что, во-первых, база была небольшой и предназначалась лишь для обучения новобранцев, а, во-вторых, построена она была через 7 месяцев после пленения Тазиева.
Однако разведданные говорят совсем о другом. Зачищенный авиацией квадрат являлся учебным центром для подготовки смертников из числа известной группировки «Риядус-Салихийн». И здесь натаскивали очередную партию камикадзе, которые должны были привести в действие многокилограммовые тротиловые бомбы в мирных городах. Таким образом, в результате уничтожения этой звериной стаи в человеческом обличье была сохранена жизнь сотням людей.
Ну, а утверждения кураторов идеологической работы боевиков, что Магас не знал о существовании базы, тем более, лживы. Этому лесному бандитскому логову с несколькими вырытыми землянками и простейшими коммуникациями уже лет шесть. И Тазиев, как ответственный в «Имарате Кавказ» за ингушский сектор, не мог не знать о том, где, в каких точках республики окопались его подчинённые.
Кроме имён, явок и паролей Магас дал следствию ещё массу интересной информации. Например, он поведал о том, что его головорезы метили в того, кто противодействовал обострению ситуации в Ингушетии, в том числе и в представителей духовенства. Раскачать ситуацию в регионе нужно было любой ценой, не считаясь ни с моралью, ни с обычаями народа.
Также тюремный сиделец рассказал о каналах финансирования «моджахедов». И оказалось, что денежные потоки в бандитскую кубышку текут не только от зарубежных покровителей, но и от коррумпированных республиканских чиновников.
Не скрыл Магас и того, что он отнюдь не бескорыстно именовался «воином Аллаха» и шёл по пути «джихада». В общак, предназначавшийся для закупки оружия, обмундирования, провианта и транспорта, он регулярно запускал свою лапу. В итоге состояние амира стало исчисляться несколькими миллионами долларов.
И всё же сотоварищи не смогли простить своему вожаку столь губительного для всего их «партизанского» движения предательства.
Боевиками в отношении родственников Тазиева была предпринята попытка проведения акции устрашения, дабы заставить арестанта замолчать и перестать сотрудничать со следствием.
3 марта на окраине Назрани в поселке Насыр-Корт сотрудниками ФСБ во дворе домовладения, где проживали мать и сестра Али Тазиева, было обезврежено самодельное взрывное устройство — пол-литровая банка из-под краски, начиненная тротилом.
Таким вот образом кореша послали Магасу весточку, мол, мы не довольны тем, что нас сдают. Других причин закладывать бомбу у дома, в котором живут только женщины, просто не было.
Силовики не скрывают того, что успехи в борьбе с вооруженным подпольем во многом обусловлены их плодотворным сотрудничеством с арестованными имаратчиками. И цепочка, когда один «воин Аллаха» топит на следствии другого, не прекращается. Мифическое «лесное братство» на поверку оказывается лишь ширмой для прикрытия личных интересов и амбиций.
Когда у борцов за «истинную веру» в заточении развязываются языки, подельники расценивают это, как предательство, правоохранительные органы – как сделка со следствием. Получается, что таким неприятным способом вчерашние бандиты в какой-то мере искупают свои грехи. И не пришлось бы им принимать всеобщий позор, если б раньше эти лихие парни не заключили другую сделку - сделку со своей совестью, что позволила им в мирное время взяться за оружие и повернуть его в сторону ни в чём не повинных людей.
Совесть же человеческая – это не что иное, как голос Бога, призывающий нас к добру и справедливости. И тот, у кого она отсутствует, не может сказать, что он ведом Аллахом.
Висхан Халидов
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп