Зло, преумножаемое потворством
Обратитесь к любому обывателю с вопросом: осуждаете ли вы убийство, насилие и жестокость? Ответ, скорее всего, будет утвердительным и единодушным. Спросите также сограждан: достоин ли убийца, грабитель и насильник наказания? И опять же услышите единогласное «да». А вот третий вопрос, я уверен, внесёт сумятицу в этот слаженный хор голосов. И звучит он так: «Если убийца, грабитель, насильник вдруг окажется вашим родственником (сыном, братом или племянником), должен ли он ответить по всей строгости Закона?» Вот тут-то и начнется раздрай и шатания и реплики типа «так ведь он не виновен, его подставили», «он добрейшей души человек и не мог такого совершить», «полиции проще списать всё на невиновного и отчитаться в раскрытии преступления».
В большинстве случаев, когда правоохранители задерживают очередного боевика или пособника бандподполья, их родственники вовсю оправдывают махровых религиозных радикалов, произнося пламенные оправдательные речи в их адрес. Этот феномен, в общем-то, объясняется просто: родная кровь требует снисхождения, прощения и защиты.
Не важно, что сын, запятнав себя скверными делами (а порой и кровью), преступил не только Уголовный кодекс, но и законы, предписанные Всевышним. И далеко не у каждого хватит сил взглянуть правде в глаза и осудить родного человека. Между тем невозможно усидеть на двух стульях одновременно, Невозможно без последствий для души совершать противоправные действия и небогоугодные деяния.
Точно неизвестно, сколько молодых парней, живущих в республиках Северо-Кавказского федерального округа, ежегодно примыкает к шайкам боевиков. Точной цифры не назовёт никто, потому что зачастую недоросля, ушедшего в лес по доброй воле, родители всячески прикрывают. То они, опасаясь последствий, заявляют в полицию о том, что их сына похитили неизвестные в камуфляже, то уверяют правоохранительные органы, что отпрыск уехал куда-нибудь на заработки.
Типичный пример из 2005 года. Тогда в лесном массиве Буйнакского района Дагестана был убит один из боевиков, напавших на автоколонну с правоохранителями. При досмотре в его кармане нашли паспорт на имя Магомедсани Курбанова. А когда у родителей спросили, где находится их сын, те, не моргнув глазом, ответили, что он уехал в Сочи на заработки.
Таинственному исчезновению другого паренька, на этот раз из Чечни, тоже вовремя не дали соответствующей оценки. В августе 2009-го родители 17-летнего Заурбека Хашумова из Грозного заявили в милицию о том, что их мальчик ушёл из дома и не вернулся. С трудом верилось, что мать и отец не подозревали, куда подалось их чадо, ибо знали его как облупленного. Но рассказать о своих опасениях они не решились.
А два месяца спустя в Грозном Заурбек Хашумов привел в действие закрепленное на теле взрывное устройство. В итоге юный камикадзе, взорвав самодельную бомбу, ранил четырёх милиционеров и случайного прохожего. Вот так закончилась жизнь, не успев по сути даже начаться.
Ещё один пример. В Чечне 18 августа 2011 года в ходе спецоперации уничтожили четверых боевиков, вступивших в перестрелку с силовиками. Одним из вооруженных преступников оказался 26-летний уроженец Веденского района Альберт Осупов.
Нетрудно догадаться, что за неделю до случившегося сотрудникам полиции родители террориста рассказали «историю» о том, что как-то к их дому подъехала белая «Лада». Сын без всякого принуждения сам сел в нее и отбыл в неизвестном направлении. И где он находится в настоящее время, они знать не знают.
В этой полудетективной истории отсутствует элементарная логика. Не может молодой человек ни с того, ни с сего податься к «лесным». А родители, как это ни странно, не иметь понятия, с кем общался их отпрыск, что читал, кого слушал, что любил.
Между тем сектанты, маскирующиеся под ислам и претендующие на истину в последней инстанции, в первую очередь ищут поддержку и одобрение своих апокрифических взглядов у родных и близких, потому как рассчитывают на дальнейшую их помощь.
Доподлинно известно, что Альберт Осупов ранее был осуждён на полтора года за участие в незаконных вооружённых формированиях с отбыванием наказания в колонии-поселении. Родители просто-напросто сами привели его в милицию, узнав о его связях с бандитами, чем на некоторое время отдалили его смерть.
На повторный «побег» Альберта из дома родители то ли рукой махнули, то ли посчитали, что если в первый раз пронесло, пронесёт и во второй, одним словом, пустили ситуацию на самотёк. А результат оказался плачевным.
Приведём и противоположный пример, когда отец, муфтий из Ростова-на-Дону, обеспокоенный исчезновением сына, стал звонить во все колокола. Видя перемены, произошедшие с сыном, любящий отец сразу же обратился в правоохранительные органы, предположив, куда тот мог направиться. Именно благодаря оперативности Равиля Бекмаева и обеспокоенности за судьбу сына последнего нашли и задержали в Дагестане, куда он приехал с целью вступления в ряды «джихадистов».
Интересен тот факт, что сам борец за справедливость не смог вразумительно объяснить, как его, образованного человека, удалось завербовать без особого труда. Своевременное осознание того зла, на которое он идет, смогло частично реабилитировать молодого человека. Ему было предъявлено лишь обвинение в хранении оружия. И если уж сына муфтия донской столицы идеологи ваххабизма столь легко смогли убедить в истинности своей веры, то что говорить о молодых, ничего не понимающих в исламе ребятах?
Роль родителей в судьбе молодых людей, что ступили на скользкую дорожку борьбы за мнимые религиозные идеалы, никак нельзя принижать. Понятно, что местопребывание их чад рано или поздно становится известным. Блудные сыновья приходят за помощью в отчий дом. Надо где-то отсидеться, переночевать, подлечиться, спрятать оружие, разжиться продуктами или медикаментами.
Некоторые представители старшего поколения до того входят в образ «помощников» своим деткам-бандитам, что сами становятся соучастниками их преступлений, как, допустим, отец одного из боевиков из районного центра Шатой в Чечне.
Хотя молодого «моджахеда» уничтожили при вооруженном сопротивлении в ходе спецоперации ещё в декабре 2010-го, папаша продолжал хранить его необычное имущество: 82,8 кг тротила и 35,8 кг гексогена. Расстаться с ним пришлось в принудительном порядке, когда в ноябре 2011-го полицейские обнаружили и изъяли взрывчатку при обыске дома.
Но, как выясняется, родители боевиков – это не единственные люди, лояльно относящиеся к представителям «леса» и их проделкам.
Недавно кафедра философии и социологии Дагестанского госуниверситета с участием редакции журнала «Народы Дагестана» провела социологическое исследование среди местного населения на тему: «Ваше отношение к религиозно-политическому экстремизму и терроризму». На анкетный вопрос: «Если бы вы знали, что среди ваших знакомых, земляков, родственников есть экстремисты и террористы, сообщили бы вы об этом в правоохранительные органы?» ответы прозвучали разные. Из 1600 опрошенных положительный ответ дали 25,5%, отрицательный – 35%, остальные 39,5% затруднились ответить. Как видно, лишь каждый четвертый опрошенный готов сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом и терроризмом. И это прискорбно не только потому, что четверть общества пребывает в заблуждении, но и потому, что с тех, кто при оценке действий убийц из клана «Имарат Кавказ» решил поиграть в либерализм, спросится за потворство беззаконию. В Судный День выяснится, что и их руки – из-за личностной позиции невмешательства и непротивления злу (а попросту говоря, трусости) – тоже в крови невинных жертв.
Участник вооружённого подполья 27-летний Арсен Моллаев, убитый 16 августа 2011 года в перестрелке с полицией в селении Баксаненок Баксанского района Кабардино-Балкарии, осенью 2010-го привлекался к уголовной ответственности за участие в бандгруппе, а также за совершение разбоя. Но в июне следующего года он был оправдан присяжными.
Незадолго до этого, после убийства в Баксане заместителя начальника Центра по борьбе с экстремизмом МВД по КБР полковника Хасана Богатырева, Арсена Моллаева вновь задержали. Но тогда за недостаточностью улик молодого человека, недавно покинувшего скамью подсудимых, пришлось отпустить.
И, как уже было сказано, через два месяца тот же самый боевик, вооружённый пистолетом Макарова и гранатой Ф-1 вступил в перестрелку с полицейскими.
Просто хочется спросить присяжных, оправдавших Моллаева, они и теперь не верят, что этот парень являлся волком в овечьей шкуре?
За пару прошедших десятилетий терроризм с религиозной окраской, именуемый ваххабизмом, принёс столько бед и трагедий, что народам Кавказа пора бы уже определиться с оценкой этого течения и отношением к его носителям. И родственные чувства при определении вины человека не должны играть никакой роли.
Случаев, когда родители находят в себе мужество принести всенародное покаяние за преступления, совершённые их непутёвыми детьми, немало.
Георгий Мурашев, отец Давида Мурашева, приверженца ваххабизма, убившего 26 мая 2011 года осетинского поэта Шамиля Джигкаева и впоследствии уничтоженного силовиками во Владикавказе, публично осудил сына. В своём видеообращении он сказал: «Всё, что сегодня я могу сделать, чтобы искупить вину перед фамилией и республикой, это решение отказаться от сына. Это очень тяжело, поверьте, но я решил не хоронить его и не присутствовать на похоронах. И ни один представитель фамилии Мурашевых не будет присутствовать на них».
Также Георгий призвал всех оберегать детей от пагубного влияния новых религиозных веяний, а молодёжь – «не вставать на путь радикального ислама». Жаль, что это прозрение оказалось запоздалым.
Подавляющее большинство молодых людей, позволивших ваххабитским зазывалам промыть себе мозги и подавшихся «до леса», это – как не крути – наши сограждане, наша поросль, люди нового поколения. И в этом контексте факт того, что только за 2011 год этих самых беспутных «моджахедов» на территории Северо-Кавказского федерального округа ликвидировано около 350, больше удручает, чем радует. Ведь многих из них можно было вырвать из тенёт сектантства, спасти духовно и физически и вернуть к нормальной жизни.
По этому поводу глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, выступая на январском совещании в республиканском МВД, сказал: «В прошлом году (в республике) было нейтрализовано 53 участника НВФ. Если бы с ними была проведена соответствующая профилактическая работа, можно было бы сохранить им жизнь. Уничтожение не ставит точку в решении проблемы, главное – убедить их сдаться. За 2010-11 годы мы смогли вернуть к мирной жизни более 100 человек».
И, действительно, ликвидация очередного боевика – это не решение проблемы. На место одного одурманенного радикала придёт другой. А вот если суметь достучаться до его парализованных человеческих чувств и разума (что, конечно, очень трудно), то есть шанс умственного и духовного возрождения, которое в свою очередь позволит положить конец массовому помешательству, именуемому ваххабизмом.
Висхан Халидов
Подписной индекс:
51322 - годовая подписка - 653 руб 86 коп